Текст
Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.
Развернуть
И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.
Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.
Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.
Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно.
Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.
Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.
Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.
Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.
«О господи, как совершенны
Дела твои, - думал больной, -
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
1956 год
📝 Стихотворение «В больнице» описывает реальную ситуацию, которая произошла с Борисом Пастернаком в 1952 году, за 4 года до написания строк. Тогда поэту надо было ставить зубной протез и после процедуры ему стало плохо, что закончилось в итоге больницей.
Случай из жизни
😢 В стихотворении сделан акцент на беспомощности пациента и это документальный факт, ведь поначалу врачи не знали причины недомогания. Кто-то говорил даже инфаркт (он заглядывал в будущее?).
Вполне документальны и строки:
Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
😡 Да, Пастернак сразу лежал в больничном коридоре, только после он оказался в палате. Напомним, что автор «Гамлета» ещё не был награждён Нобелевской премией, да и после неё он не почивал на лаврах успеха в СССР.
В стихотворении Борис Леонидович старается максимально документально передать состояние человека, который уверен в своей скорой смерти, но не пытается с ней бороться, а принимает исход жизни.
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.
Он прощается с миром, вспоминает лучшие моменты своего бытия и мысленно благодарит Бога за жизнь:
О господи, как совершенны
Дела твои, - думал больной.
✨ Так может принимать смерть только человек, который прожил достойную жизнь и даже допуская в ней ошибки не совершал предательств.
После и с инфарктом придется побывать Пастернаку в больнице, так что писать пришлось и о прошлом, и о будущем.
Средства выразительности
📝 Стих написан трехстопным амфибрахием с перекрёстной рифмовкой (витриной – тротуар – машиной – санитар) при доминировании мужской рифмы (открытая/закрытая).
Олицетворения: нырнула огнями во мрак, окно обнимало квадратом, клен отвешивал…поклон.
Эпитеты: веткой корявой, прощальный поклон, подарок бесценный, свете неярком.
Сравнения идут в последней тринадцатой строфе, где герой сравнивает себя с изделием и перстнем:
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
🤔 Последнее сравнение подразумевает, что о герое сохранится добрая память в чужом футляре воспоминаний.