Федор Тютчев в 1870 году

Текст

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

Развернуть

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

1870 год.


📝 Это стихотворение, с мудростью меж строк, написано Федором Тютчевым в редком для себя жанре религиозной лирики и параллельно является посвящением своему закадычному другу зрелости – Александре Плетневой. Стих пишется в 1870 году, когда Федору Ивановичу 67 лет и до смерти остается всего 3 года.

Коротко за историю

✨ С Александрой Васильевной Плетневой Тютчев познакомился на склоне жизни, сначала их дружба имела чисто светский характер, после переросла в полноценные дружеские отношения. Точкой сближения стали трагедии в жизни обоих – Александра потеряла мужа, а Федор любовницу (фу какое слово) Елену Денисьеву, которая много лет оставалась музой и прибежищем для души и тела.

☠ Ближе к смерти Тютчев все чаще писал в жанре философской лирики, все чаще обращался в стихах к Богу и задавал извечные вопросы мироздания. Это стихотворение из этого же разряда, оно не только является данью уважения к другу, но и пытается помочь найти себя в земной жизни.

Анализ строф

Первая строфа стиха есть один четырехстрочный афоризм, который начинается знаковыми для многих словами:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса.

🤔 Далее автор кратко перечислил основные направления сердечной веры – это нетленная краса и нескудеющая сила, хотя разум подсказывает, что это не так, поэтому сие изречение вопрос веры.

В строфе №2 Тютчев утверждает, что неземные цветы (душа) не подвержены земному увяданию, зной солнца не сушит на них росу, они прекрасны, потому что не скованны узами бытия.

Строфа №3 рассуждает о том, что вера не обманет только того, кто ею живет. Нельзя получать неземные блага и вечную красоту души, если вера приходит только как консьержка, по мере необходимости.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет.

☝ Только в этом случае земное цветение сохранится и после, а события жизни, радостные события, перенесутся в вечность и останутся с душой человека навсегда.

Смысл четвертой строфы прост – благодать доступна лишь тем, кто умел не только любить, но и платил за это чувство страданием.

Завершается стих пятой строфой, которая продолжает мотив предыдущего катрена – благодать придет только к тому, кто умел врачевать чужие недуги своим страданием и вытерпел это до конца, не свернув с пути и не отказавшись от веры.

Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

💖 Очень много, конечно, между строк воспоминаний о Денисьевой, которую Тютчев не бросил, когда была открыта тайна их связи и на Елену свалилось общественное осуждение, переходящие в закрытые двери и проклятия.

 
 

Вывод филолога

☝ Стихотворение написано в жанре религиозной лирики, размер ямб, рифмовка перекрестная (учила – чудеса – сила – краса).

Композиция развивается последовательно – от сердечной веры в чудеса, через сравнение души с неземными цветами до финала – ответа на вопрос, кому снизойдет благодать и сколько за неё надо заплатить в земной жизни.

Средства выразительности:

  1. Эпитеты (нетленная краса, неземные цветы, полуденный зной).
  2. Олицетворения (сердце верит, жизнь учила, вера не обманет).
  3. Метафоры (в искушениях жизни, нескудеющая сила, врачевать страданием).

✨ Стих имеет задумчивую интонацию, в нём нет ярких эмоциональных всплесков, но чувствуется глубина, свойственная и ряду других стихотворений поздней лирики Тютчева.

Слушаем произведение онлайн

Развернуть