Текст
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Развернуть
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855 год.
☝ Федор Тютчев редко обращается в своем творчестве к политическому видению России, ему больше по душе пейзажная и любовная лирика, однако есть исключения. Одно из них – стих «Эти бедные селенья», написанный в августе 1855 года и рассказывающий о бедности и повсеместной нищете в Отечестве, стоящем на переднем плане полотна мира с консервными банками орденов на сотнях и тысячах откормленных генералов и чиновников.
Что хотел сказать поэт
Конечно, писать про красоту природы или описывать глаза любимой много приятнее, но иногда надо сказать и что-то черненькое, ибо без этого оно не станет беленьким.
😢 Пусть Тютчев и находился большую часть жизни на государевой дипломатической службе, он хотел видеть белое белым, а черное черным. Долгое время находясь за границей Федор Иванович мог сравнивать жизнь в России и в Европе и часто это сравнение было не в пользу Руси.
Да, в Питере славны балы, красиво светится Невский в огнях газовых фонарей, а блеск бриллиантов на балах может заглушить только шампанское, но это только внешний вид, это шуба на плечах старого сгорбленного старика. Стоит снять мех и сбросить с пальцев бриллианты, и мы увидим глубинную Россию, которая стоит двумя ногами в прошлом, а в будущее вытянула только нос.
😢 Так было при и Александре Первом, при Николае Первом, при Александре Освободителе, при Александре III Миротворце, при Путине Первом Кровавом. Русский народ всегда стоял в дерьме, но при этом сдувал случайную пылинку с барской шубы, часто недоедал по вине барина, но хвалил последнего, даже на голодный желудок за сильную руку, пусть она и накачивает мышцы на его спине. Идеальная почва для прорастания диктатуры и тоталитаризма, иногда складывается впечатление, что русский народ глубоко в душе мазо и ему нравится плеть барина и эшафот царя.
Анализ трех строф
😢 В первой строфе Тютчев называет Русь краем долготерпенья, его народ привык к бедам и всегда готов подставить плечи под кнут в государевых интересах. Бедные селенья хорошо ассоциируются, по мнению автора, со скудность природы, что вкупе и рисует картину русского мира – нищего покорного общества, где гражданин не имеет своего мнения в массе, а полностью доверяет своё бытие царю и опричникам.
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Иностранцу никогда не понять, как можно жить в такой нищете и не требовать большего, как можно закрывать ладошкой прорехи платья, но думать при этом «хорошо ли спал царь?».
☝ В третьей строфе Тютчев пытается найти оправдание такой бедности народа и называет её крестной ношей. По версии поэта и дипломата Федора Ивановича, Россия несет свою крестную ношу для будущего воскрешения, на которое её благословляет сам Христос.
😡 Однако поспорим с Тютчевым, ибо ярмо бедности и покорности Россия несет всегда, каждый царь этим пользуется и обещает кущи, но дает только хлеб и рвань для прикрытия наготы. Кто-то прикрывается при этом Богом, как императоры, кто-то социализмом, как Брежнев и Хрущев, а кто-то мифическими идеями русского мира, как кровавый Путин.
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Оставим же рабам их смиренную наготу в бедных селениях и перейдем к анализу художественных троп.
Средства выразительности и жанр
Стихотворение написано в редком жанре политической лирики с примесью философских ноток. Стихотворный размер четырехстопный хорей, три авторские строфы имеют перекрестную рифмовку (селенья – природа – долготерпенья – народа), где рифмы чередуются – открытые и закрытые.
Художественные тропы:
- Метафоры (край долготерпенья, взор иноплеменный).
- Эпитеты (бедные селенья, скудная природа, смиренная нагота, крестная ноша).
Придает динамики произведению восклицание в конце первой строфы, но ближе к финалу интонация замирает и в последних строках опять видна безнадега.
☝ Главный посыл стихотворения – это не констатация факта русской нищеты, а укор властям, которые век за веком пользуются добротой и серостью народа, выпивая из него соки жизни. Также это и укор народу, которому пора бы проснуться и перестать благословлять барина с плетью в руке, который лупит его за его же деньги (привет, Росгвардия).
😊 На посошок русской печали рекомендуем стих-афоризм «Умом Россию не понять», который написан Федором Тютчевым в 1866 году, но до сих пор отвечает за «понимание» Руси…