Текст
Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Развернуть
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, –
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда́нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь...
Еще болит от старых болей
Вся современная пора...
Не тронуто Косово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас – позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час...
И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди...
Он жив – верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел...
Май 1867 года.
✨ Стихотворение «Славянам» пишется Тютчевым в пику Славянского съезда в Москве, который состоялся в 1867 году и собрал славян со всего мира. В произведении чувствуется очевидный перелив национального патриотизма, да простит нас Федор Иванович, близкий к национализму.
Благословение или проклятье?
☝ Что хочет сказать Тютчев, приехавшим в Москву славянам, на какие подвиги поэт хочет их благословить? На культурную революцию? На развитие экономического потенциала? Нет… На противостояние всему миру, который лжет и лицемерит в противовес праведной по умолчанию России, мухи не обижающей, всегда белой и пушистой…
Главная и извечная проблема России, что она не хочет быть равной среди равных, не может жить по общим законам, а всегда ставит себя особняком, считая другие народы лживыми и подлыми. Сама же при этом не имеет никакого доминантного значения, за исключением большой территории, погрязшей во взяточничестве и круговой поруке…
Краткий анализ
В первых строках стихотворения Тютчев приветствует гостей Славянского съезда, называя их не гостями, а своими на русской земле.
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Далее начинается политика, замаскированная в красивых строках (.
😡 Зачем-то Тютчев, после такого милого и доброго начала, начинает тыкать собрание в независимость России, которой никогда не правили иноязычные власти. Правили, Федор Иванович, и ни раз правили…
Дальше больше – автор строк утверждает, что все подданные России должны говорить только на одном языке – на русском.
Вот в 2022 году и отрыжка с войной в Украине, с поддержкой самоназначенного президента в Беларуси, с попытками вмешаться в разборки элит в Казахстане…
Здесь, где у власти и подда́нства
Один язык, один для всех…
Ниже по тексту поэт, кстати, много лет проживший в Германии, где служил дипломатом, называет европейскую почву фарисейской, правящей по двойным стандартам.
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась…
😡 Хм, можно вопросик к покойному автору строк? А почему тогда Европа последние веков 5 заметно превосходит русских по уровню жизни рядовых граждан? Не элит, которые в России за счет воровства и кумовства всегда в золоте, а простых граждан? Ну да, Тютчев никогда не был близок к рядовой социальной прослойке, поэтому думает, что они питаются патриотизмом и всегда им сыты…
Далее бла-бла на ту же тему и в финале Тютчев обращается к Богу, который почему-то должен помочь всех низвергнуть и возвести Россию на мировой престол.
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел...
👼 Обратите внимание на последнее слово стихотворения «предел» - царь должен заступиться не за Васю кузнеца и не за Марфу крестьянку – пес с ними, а за сохранность огромной территории России, которая кормит и поит власть и приближенных к ней подхалимов и бизнесменов.
Однозначная пропаганда XIX века, в которой поэт хочет лизнуть власть и поцеловать её в десны… Стыдно, Федор Иванович, стыдно…
Тема, размер и тропы
✨ Основная тема стихотворение – это единство славянского мира под плетью России и плевок в сторону Европы, которая не хочет признать могущество русского царя на фоне нищеты российского народа и частой российской же агрессии по отношению к соседним странам.
☝ Стих написан четырехстопным ямбом, имеет линейное развитие композиции с последовательным сюжетом и перекрестной рифмовкой (концов – изъятья – готов – Россия – любви – дорогие – свои), где есть закрытые и открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (семейный пир, враждебная судьбина, славянская семья, задушевный привет, фарисейская наука и т д).
- ✔ Метафоры (цепи злых обид, иноязыческие власти).
- ✔ Инверсии (гости дорогие, наука фарисейская, позор немалый и т д).
😡 Стих есть яркий пример русской пропаганды, когда Россия называется святым местом, а весь окружающий мир показан врагами с фарисейскими двойными стандартами…
Давайте же не будем омрачать новогодние праздники политикой и её пропагандой, а лучше прочитаем «зимний» стих Тютчева «Чародейкою Зимою», написанный в 1852 году. Федор Иванович, без политики у вас получается много лучше)).