Текст
Вечер спал, а Ночь на сене
Уж расчесывала кудри.
Одуванчики, все в пудре,
Помышляли об измене.
Развернуть
Шел я к Ночи, — Ночь навстречу.
Повстречалися без речи.
— Поцелуй…— Я не перечу…
И — опять до новой встречи.
Шел я дальше. Незнакомка
Улыбнулася с поляны,
Руки гнулись, как лианы,
И она смеялась громко.
Вместо глаз синели воды
Обольстительного юга,
Голос страстный пел, как вьюга,
А вкруг шеи хороводы.
Заводили гиацинты
С незабудками с канавок…
Я имел к миражам навык,
Знал мечтаний лабиринты. —
И пускай, кто хочет, трусит,
Но не мне такая доля.
И сказал я: «Дева с поля,
Кто же имя девы вкусит?»
Уже, уже нить лесная,
Комаров порхают флоты…
Тут ее спросил я: «Кто ты?»
И прозвякала: Весна — я!
1909 год.
☀️Стихотворение с лучиками солнца меж строк «Весна» написано Игорем Северяниным в 1909 году и является одной из первых ласточек эгофутуризма – нового поэтического стиля Серебряного века. Стих позже (1913) войдет в первый сборник Лотарева и станет визитной карточкой раннего этапа творчества поэта.
Разбираем строки по косточкам
☝ Произведение в своеобразной форме описывает приход весны, к которой лирический герой идет через дни и ночи зимы.
В первой строфе поэтическая зарисовка смены времени дня, когда Вечер засыпает, а Ночь готовится к выходу на сцену бытия и прихорашивается перед зрителями.
Вечер спал, а Ночь на сене
Уж расчесывала кудри.
☝ Во второй строфе лирический герой рассказывает об одном из отрезков своего пути к Весне – он идет к ней навстречу через Ночь и День и снова через Ночь и День. Ночь тут прорисована без особого экстаза, она лишь одна из ступенек к весне, посему герой решается проходить мимо без поцелуев.
Далее лирический герой встречает на поляне незнакомку, которая улыбается ему и покоряет глубиной глаз, где видно тепло обольстительного юга.
Вместо глаз синели воды
Обольстительного юга.
🌞 Кто эта незнакомка, почему вкруг её шеи хороводы, а руки гибкие, как лианы? Ответ на этот вопрос дает последняя строфа-катрен, где герой набирается духу и спрашивает – Кто ты? Ответ очевиден, незнакомка признается, что она и есть Весны.
Тут ее спросил я: «Кто ты?»
И прозвякала: Весна — я!
Резюме от филолога
💕 Произведение написано смешением жанров эгофутуризма и пейзажной лирики, рифма комбинированная – кольцевая (рифмуется первая и четвертая строчка катрена) и смежная (вторая и третья строки): на сене – кудри – в пудре – об измене. Большинство рифм открытые, закрытые появляются с пятой строфы.
Развитие композиции последовательное – от описания смены времени суток, через долгий путь к весне до встрече с ней на лесной поляне.
Из художественных средств (троп) отметим:
- ✔ Эпитеты (страстный голос, обольстительный юг).
- ✔ Сравнение («руки гнутся, как лианы», «голос пел, как вьюга»).
- ✔ Олицетворения (вечер спал, ночь расчесывала кудри, одуванчики помышляли, гиацинты заводили хороводы).
💔 Если вам пришелся по нраву эгофутуризм, то рекомендуем к прочтению стих «Мороженое из сирени», которое написано на три года позже, в 1912 году.
Северянин "Жизнь и творчество"
На посошок предлагаем документальный фильм "Жизнь и творчество", которыq откроет много нового о поэте Серебряного века, Игоре Северянине.