Пахарь в поле

Текст

Тяжело и прискорбно мне видеть,
Как мой брат погибает родной.
И стараюсь я всех ненавидеть,
Кто враждует с его тишиной.

Развернуть

Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет твердую землю сохой,
И послушай ты песни про горе,
Что поет он, идя бороздой.

Или нет в тебе жалости нежной
Ко страдальцу сохи с бороной?
Видишь гибель ты сам неизбежной,
А проходишь его стороной.

Помоги же бороться с неволей,
Залитою вином, и с нуждой!
Иль не слышишь, он плачется долей
В своей песне, идя бороздой?

1912 год.


✨ Булгаковское утверждение «Рукописи не горят», отчасти, подтверждает раннее творчество Сергея Есенина, юношеские стихи которого сохранились, скорее, вопреки законам бытия.

Одно из таких стихотворений о "брате человеке", было написано в 1912 году, когда Сергей заканчивал церковно-приходскую школу в Спас-Клепиках и только начинал свой путь на Олимп поэтов.

История создания

📃 Произведение в форме обветшалой рукописи попало в Рязанский музей в 1965 году, когда его туда принесла Мария Ильина. По словам женщины, ранее рукописью владел её брат, которому стихи и передал в 1912 году сам Есенин, тогда школьный товарищ.

👼 В переданной тетради было несколько стихотворений раннего Есенина, они не были датированы и подписаны автором, но экспертиза точно установила, что это рука Сергея Александровича.

Он идет бороздой и поет

💖 Уже в раннем возрасте Сергей Есенин радел сердцем за крестьянский люд, который кормит и поит матушку Русь, сам доедая с царского стола лишь объедки. Да и крестьян ли это только касается...

Анализируемое стихотворение просто́ по форме и имеет немало художественных огрехов, но в нём автор, с присущей ему искренностью, описывает тяжкий труд пахаря и скорбит по его доле.

Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет твердую землю сохой…

☝ Слово «брат» не более чем обобщенное обращение, с его помощью поэт ломает дистанцию и показывает, насколько ему близки простые люди.

В строках молодой Есенин обращается к неизвестному слушателю, и рассказывает про тяжкую долю «брата-пахаря», видящего в жизни только одну мимолетную радость – это песни про горе. Идя за плугом, он поет на грустный мотив и от того становится чуть светлее на душе, у неё появляются тощие крылышки, и она поднимается над обессиленным телом, над чернотой пашни.

И послушай ты песни про горе,
Что поет он, идя бороздой…

😢 В финале стиха автор, по-юношески настойчиво, обращается к слушателю и спрашивает, отчего в его сердце нет сострадания, почему отсутствует импатия, когда он видит, как пахарь медленного умирает, побежденный своим тяжким трудом?

Видишь гибель ты сам неизбежной,
А проходишь его стороной…

❓ Риторические вопросы от большого сердца, вопросы, на которые нет легкого ответа, но на них каждый разумный человек должен, рано или поздно, ответить…

 
 

Жанр, размер, рифма и тропы

📝 Стихотворение написано в жанре гражданской лирики, где автор видит страдание крестьян и не может пройти мимо их тяжкого труда.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, где трехсложная стопа имеет последний ударный слог.

Композиция состоит из четырех катренов (четверостиший), связанных единой темой страдания русских крестьян из-за тяжелого труда.

Рифмовка перекрестная (ви́деть – родно́й – ненави́деть – тишино́й) с парами женских и мужских рифм.

✨ Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Метафоры (враждует с тишиной, страдалец сохи, «неволя, залитая вином»).
  2. ✔ Инверсии (гибель неизбежная, жалости нежной, брат погибает родной).

☝ Также отметим эпитет (твердая земля) и, упомянутые уже выше, риторические вопросы, оживляющие картину страдания и делающие строки более глубокими и выразительными.

Читает Иван Щеглов

Развернуть