Сергей Есенин в 1923 году

Полный текст

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Развернуть

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

1923 год.


💕 В данном стихотворении Есенин обращается, под маской лирического героя, к своей тогдашней возлюбленной, "дорогой" Августе Миклашевской, предлагая ей сесть рядом для томного разговора о страстях и печалях ). Стих написан в 1923 год, с Августой дела так и не сложились на 100%, а на отведенном Богом участке жизни оставался только непонятный брак с Софьей Толстой.

Августа + Сергей

Августа была актрисой театра, у неё не виделось недостатка в поклонниках и Миклашевская намного пережила Есенина (умерла в 1977 году). Отношения у них были достаточно яркими, но девушка так и не захотела строить с Сергеем официальные отношения из-за его образа жизни.

Говорят, во время одной из последних встреч (у Сергея был творческий вечер, потом он в хлам напился) Есенин и Миклашевская встретились и долго говорили, потом Августа помогла Сереже добраться домой. Так вот, в этот вечер они договорились, что поженятся, но Сергей дал обещание бросить пить. Была бы свадьба или нет вопрос, ответ на который скрыл номер гостиницы Англетер.

 
 

Тема и сюжет стиха

☝ По сюжету стихотворения герой обращается к дорогой женщине с предложением присесть, без чего невозможно честно и просто посмотреть друг другу в глаза и откреститься от внешнего мира, остаться наедине.

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.

👀 Далее герой рассказывает даме о себе, что делает стих несколько напоминающим исповедь, но без буйной горечи на губах. Он расскажет о своем оставленном крае (Константиново), где тоже стоит осень, но она по-другому пахнет и подсматривает в окна комнат липами и кленами, как будто, ища кого-то потерянного. Не его ли?

Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

<p😢 >Из этого спокойного монолога становится понятно (не забываем, это обращение к Миклашевской), что Есенин уже отгорел по-молодецки и хочет спокойных и глубоких отношений. Возможно, Августа и смогла бы ему дать их, возможно. У Софьи Толстой не получилось, но они были очень уж разные люди, абсолютные противоположности.

☝ Последняя строфа повторят первую, что делает композицию кольцевой, а внимание читателя акцентирует на желании диалога героя с любимым человеком тет-а-тет, без постороннего шума, скандала и упреков.

Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Стихотворение показывает настроение автора, который видит проходящую жизнь и хочет остепениться, остановиться в её безумном беге.

Рифмовка + тропы

☝ Произведение состоит из семи строф, имеющих перекрестную рифмовку (рядом – другу – взглядом – вьюгу) и относится к жанру любовной лирики.

Из средств выразительности использованы олицетворения, метафоры и эпитеты.

✔ Олицетворения: «Все волнистые дороги / Только радость льют живущим», «Ветки лапами забросив», «месяц… лучами метит», «чувственная вьюга».

✔ Метафоры: «отжив тревоги» и «на крестах лучами метит». Первая показывает, что беспокойство и хлопоты скоро уйдут, вторая говорит, что ночной месяц знает, что и они скоро придут к нему на погост под холодные лучи.

✔ Эпитеты:

  1. Кроткий взгляд.
  2. Беспокойный повеса.

☝ Стихотворение является образцом любовной лирики последнего этапа творчества Есенина, если оно вам хорошо зашло, то рекомендуем почитать и «Я помню, любимая, помню», которое также начинается с обращения к дорогой. В них достаточно схожести, но есть и отличия по сюжету, использованию троп и подаче темы.


Аудио от А Злищева

Развернуть