klen_1925.jpg

Текст

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

Развернуть

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

1925 год


😢 За месяц до трагической гибели, находясь не в лучшем психологическом состоянии, Сергей Есенин пишет строки про оледенелый клен, которые для многих стали визитной карточкой поэта.

1925 год – это время развенчания иллюзий, у автора строк уже нет надежды на встречу с настоящей любовью, автор так и нашёл общего языка с властями, а многие друзья отвернулись.

Анализ текста стихотворения поможет лучше понять Сергея Александровича и позволит многое разглядеть между строк.

Алкоголь как спасательный круг?

🍷 В последние годы жизни застолья и разгульный образ жизни стали постоянными спутниками поэта, но было ли это проявление слабости? Скорее нет, ведь Есенин с помощью спиртного просто получал допинг для работы и жизни, без него всё теряло цвета и наступало отвращение к самому себе.

Сергей забывался в алкогольном дурмане, но делал это не по слабости, а умышленно, боясь добавить к потерянной любви и недопониманию власти ещё и творческую пустоту.

Он выжимал из себя всё, словно бы предчувствуя скорый уход и пытаясь сделать максимально много на ниве творчества.

 
 

Исповедь клёну

В стихотворении «Клён ты мой опавший...» автор описывает, как он возвращается с дружеской попойки и по дороге обращается к клёну. Несмотря на городскую жизнь в душе Есенин остался простым деревенским рубаха-парнем, который никогда не променяет Родину и русскую природу на вечную суету столицы.

☘️ Чтобы диалог с клёном вёлся на равном, автор представляет дерево, как утонувшего в сугробе пьяного сторожа.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Этому придуманному клёну Есенин доверят больше, чем людям, природа не обманет и не предаст, она выслушает его и не оттолкнёт.

Разговор с деревом прямой и открытый, как между старыми приятелями. Это и понятно, ведь детство и отрочество Сергея прошли в тесной упряжке с природой.

Миражи одиночества

✨ Во время исповеди клёну Есенин представляет себя молодым и полным сил. Сергей окунается в то время, когда ещё были живы мечты, когда строились планы, когда девушку в белом сменяла девушка в голубом и каждый день рождались новые надежды.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

😡 Конечно, частично погружению в юность помогает алкоголь, под воздействием которого человек чувствует прилив физических и душевных сил, но не он один строит замки на песке иллюзий. Сергею Александровичу хотелось бы вернуться назад и пройти свой путь заново, уже не наступая на грабли, идя в том же направлении, но другой дорогой.

В строках ярко выражено чувство одиночества. Заметьте, в стихе фигурируют только деревья – людей здесь нет, они не достойны на этот момент внимания (на этот ли только). Тоска заметна в каждой строфе, горечь чувствуется в каждом слове.

😢 В финале стихотворения на «сцене» появляется березка, которую автор строк обнимает, как чужую жену. Почему чужую? Возможно, это прилагательное не случайно и не является простой рифмой – в деревне за обнимашки с чужой женой часто приходится дорого платить. Плата Есенина за любовь к родной земле и природе – это неприятие его творчества в городе, отсюда пьянки и случайные женщины.

Стихотворение является одним из последних лирических работ Сергея, со стороны может показаться, что в нём он уже начинал прощаться с тем, что было более всего дорого его сердцу.

👀 П. С. Стих написан примерно 26 ноября 1925 года в палате психиатрической больницы, где Есенин пытался скрыться от возможного ареста. До смерти оставалось меньше месяца…

Анализ средств выразительности

📝 Строфы написаны размером хорей, строфикой в виде четверостишья с перекрёстной рифмовкой женского рода (дорогу – ногу, доску – березку).

В качестве средств выразительности Есенин использовал эпитеты (метель белая, клён заледенелый, дружеской попойки) и стихотворные определения (пьяный сторож). Литературное определение клён, жанр – пейзажная лирика, под маской которой прячутся переживания лирического героя.

Исполняет Н Сличенко

Развернуть

Послушайте, как исполняет романс на слова стихотворения Николай Сличенко. Просто красиво… .