русское мелколесье зимой

Полный текст

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Развернуть

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

1925 год.


🌿 Произведение о родном мелколесьи Рязанской губернии написано в 1925 году, когда Есенин в последний раз посещал родное Константиново, и является классикой пейзажной лирики Серебряного века.

В строках заметна любовь к родным сердцу местам, в определенной мере этот стих является признанием любви к малой Родине, где поэт родился и прожил лучшие годы детства и отрочества.

История создания

👼 В 1912 году, когда Сергею было 16 лет он переехал в Москву, где хотел покорить столицу своими деревенскими, искренними строками. Прошли годы, но его сердце так и не стало городским, он был и остался сельским парнем с манерами хулигана, разве что, внешне преобразился в денди.

Достигнув успеха, Есенин все равно любил родное Константиново, каждый приезд домой был для него праздником.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек…

Даже неприглядная дорога мила сердцу, что говорить о рощах и реках, о закатах и голубизне неба на вольном просторе.

Город не выдерживает конкуренции

🤔 Ничто не удерживает поэта в городе, кроме мелких суетных дел и любовных страстей, к которым в 1925 году Сергей поутих.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.

💖 Любовь к Родине (Малой точно) не меняют на известность, сердце не разменивают на модную шляпу и лукавые глаза кокеток, вроде Ирины Познякевич).

В финале автор обращается к гармони, как своему единственному ночному слушателю, и изливает ей душу, завершая стих печальными, чуть-чуть пророческими нотками.

Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

😢 На этом небольшом миноре оставим Есенина на родных просторах, где даже зима не охлаждает горячее от любви сердце, а любая изба много просторней московских бетонных хором.

 
 

Жанр, тропы и композиция

📝 По жанру это пейзажная лирика с тонкой грустью ностальгии и дурного предчувствия (не напрасного, до смерти уже три шага).

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, имеющий двухсложную стопу с первым ударным слогом.

Рифмовка перекрестная (доро́га – наве́к – мно́го – челове́к) с парой женских и парой мужских рифм, имеющих открытое и закрытое окончание.

Композиция построена в виде монолога и имеет несколько связанных частей – описание местного пейзажа, рассказ о своей судьбе и признание в любви к родным местам.

✨ Выразительные средства:

  1. ✔ Метафоры (разливные бубенцы, березке ножку поцеловать, юность деревень, лихая слава).
  2. ✔ Эпитеты (неприглядная дорога, чахленькая местность, крестьянский сын).
  3. ✔ Олицетворениея (зарыдали бубенцы, ножку у березки).

☝ Также автор многократно использует инверсии (березке каждой, звоны мерзлые), где с помощью перестановки слов общепринятыми местами решает вопросы рифмовки и усиливает выразительность строф.

Отметим также использование элементов разговорной речи (наплевать мне, трын-трава), что роднит поэта с селом и придает строкам своеобразный доверительный колорит.

Читает Расул Давлетов

Развернуть