Коварная женщина

Полный текст

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Развернуть

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза — голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

1925 год.


✨ Стихотворение про упрек в глазах любимой написано Сергеем Есениным 1 декабря 1925 года, в последний месяц жизни, поэтому требует пристального внимания и детального анализа.

👀 В этот момент поэт находится в психиатрической больнице, истинную причину попадания в которую уже не узнать. Есть две версии и обе заслуживают внимания – первая: автор Черного человека прятался в психушке от цепких рук НКВД, вторая: психическое состояние Сергея Александровича в последние месяцы жизни, и правда, подорвалось по причине сильной страсти к алкоголю и постоянного напряжения.

Отметим, кстати, что в «психушке» Есенин написал ни одно достойное стихотворение. Так, в стенах клиники I-го московского университета написан стих «Какая ночь. Я не могу», один из любимых для автора этого анализа, с прекрасной песней на слова.

Я тебя не люблю, дорогая

☝ В этом произведении лирический герой обращается к неизвестной даме, с неким укором, с некоторой раздражительностью, хотя отметим, что образ девушки явно собирательный. В этот момент Сергей не только лежит в клинике, но и женат на Софьи Толстой, брак с которой не был слишком удачным, зато стал последним.

Не гляди на меня с упреком
Я презренья к тебе не таю.

💕 По сюжету герой общается с девушкой, опытной в укрощении мужчин, но он не тот зверь, которого можно и нужно дрессировать, он сам ни раз был хищником. Впрочем, лисьи повадки девицы интересны Сергею, который не особо скрывается под маской героя. Это как разговор двух профессионалов на почве любви, только для одной это игра, для второго жизнь.

На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

☝ В образе этой девушки, в её лице, Есенин видит другую, у которой «глаза голубень». Может поэтому игра и хороша, что она не сможет привести к жертвам из-за опыта героя, но дарит ему дорогие сердцу любовные видения?

В концовке идет отсыл к раю и аду, что можно воспринять, как сравнение девушек с двумя стихиями – первая ад (ты кажешься мне распростертой), вторая рай (Всколыхнула мне душу до дна). Это возможная, но не единственная интерпретация сюжета, но она поможет найти между строк истину поэта.

Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Возможно и первая, и вторая дамы выдуманы (да, скорее всего, так и есть) Есениным, но сколько реальных фигур скрыты за этими нарисованными образами?

🤍 Стихотворение показывает нам охладевшее сердце поэта, холод которого позволяет включать разум и давать оценку месту любви и настоящих чувств в своей жизни.

 
 

Средства выразительности

☝ Рифмовка в этом философском произведении перекрестная (упреком – таю – поволокой – твою).

✔ Из средств выразительности отметим несколько ярких метафор:

  1. Как лиса, притворившись мертвой / Ловит воронов и воронят.
  2. На мою охладевшую душу / Натыкались такие не раз.
  3. Всколыхнула мне душу до дна.

✔ Сравнение: «глаза — голубень».

✔ Эпитеты: лукавая кротость, охладевшая душа, величавая походка.


Читает А Злищев + субтитры

Развернуть