Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Развернуть
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
1923 год
📝 Стихотворение про грусть от взгляда на любимую является миксом прощания Есенина со своей последней любовью и очередной исповедью, написанной на фоне предчувствия скорого заката. В строках Сергей Александрович трезво оценивает пройденный путь, делает выводы насчёт будущего и отвешивает последний поклон Августе Миклашевской.
Есенин и Миклашевская
😢 Правда о романе Миклашевской с Есениным стала известна много позже смерти поэта из воспоминаний актрисы. Августа была старше Сергея на 4 года и во время знакомства с поэтом была на пике популярности. Пара быстро сошлась и казалось не избежать бурного романа, но отношения ограничились платонической планкой. Не было ни страсти, ни даже поцелуев. Этот факт доказывает, что Августа не была очередной «ошибкой» Есенина, а их отношения были чистыми и искренними.
Сергей пообещал Августе посвятить ей стихи и сдержал слово – 7 стихотворений из творчества поэта посвящены Миклашевской.
💖 Первая линия произведения понятна – автор сожалеет о расставании, но и понимает, что оно было неизбежно. Прошло лето расцвета любви и пришла осень, которая оставила только ивовую медь от былых чувств. Что стало причиной разлада? Возможно, именно популярность Миклашевской – вокруг актрисы вращались роем молодые люди, а Есенину хватило славы Дункан… Это подтверждают строчки:
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Основа сюжета
☝ Сюжет стихотворения, анализ которого я предлагаю, проходит на фоне осени. Эта пора года всегда ассоциируется с подведением итогов, не изобретает велосипед и Есенин, который уже не видит впереди ничего кроме сырости и жёлтого тлена.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Последнее посвящение
💔 Расставание с Миклашевской важный этап жизни Сергея Александровича, ведь больше никому не посвятит поэт стихов, больше никто не покорит его сердце. Брак с Толстой спустя некоторое время – это инерция жизни и попытка зацепиться за подножку уходящего поезда. Не получилось, поезд ушёл, Есенин остался навсегда в номера Англетера и памяти поклонников.
В конце стихотворения Есенин позволяет себе отступить от грусти, сравнивая людей с гостями сада – цветами и берёзами. Придёт пора они отцветут, придёт пора отцветёт и человек:
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
✨ Это лирическое стихотворение Есенина по праву входит в золотой фонд русской поэзии. Строки легко заучиваются, а текст произведения прост для понимания от подросткового возраста и выше.
Анализ троп, жанра и композиции
☝ Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре послания, перекликаясь строфами с интимной лирикой, где автор с печалью вспоминает свою прошлую любовь.
Композиция состоит из шести катренов и относится к линейному типу, так как все четверостишия посвящены одной теме – прощанию с остывающими чувствами.
Рифмовка перекрестная (смотреть – жалость – медь – осталось), где в первой и четвертой строфах все рифмы закрытые, в шестом катрене все открытые, а в остальных четверостишиях рифмы смешанные.
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (чужие губы, тихая жизнь, смешная жизнь, смешной разлад).
- ✔ Метафоры (ивовая медь, желтый тлен, берез изглоданные кости).
- ✔ Сравнения («как кладбище, усеял сад», так же отцветем и мы, «отшумим, как гости сада»).
- ✔ Анафоры (Так мало – Так много…).
🤔 Стих оставляет после себя грустный осадок, но это не так грусть, при которой лезут в петлю, а так, после которой хочется жить.
Видео
Предлагаем в финале послушать аудиозапись стихотворения в исполнении народного артиста РФ Рафаэля Клейнера.