Есенин и Миклашевская

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Развернуть

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

1923 год


📝 Стихотворение про грусть от взгляда на любимую является миксом прощания Есенина со своей последней любовью и очередной исповедью, написанной на фоне предчувствия скорого заката. В строках Сергей Александрович трезво оценивает пройденный путь, делает выводы насчёт будущего и отвешивает последний поклон Августе Миклашевской.

Есенин и Миклашевская

😢 Правда о романе Миклашевской с Есениным стала известна много позже смерти поэта из воспоминаний актрисы. Августа была старше Сергея на 4 года и во время знакомства с поэтом была на пике популярности. Пара быстро сошлась и казалось не избежать бурного романа, но отношения ограничились платонической планкой. Не было ни страсти, ни даже поцелуев. Этот факт доказывает, что Августа не была очередной «ошибкой» Есенина, а их отношения были чистыми и искренними.

Сергей пообещал Августе посвятить ей стихи и сдержал слово – 7 стихотворений из творчества поэта посвящены Миклашевской.

💖 Первая линия произведения понятна – автор сожалеет о расставании, но и понимает, что оно было неизбежно. Прошло лето расцвета любви и пришла осень, которая оставила только ивовую медь от былых чувств. Что стало причиной разлада? Возможно, именно популярность Миклашевской – вокруг актрисы вращались роем молодые люди, а Есенину хватило славы Дункан… Это подтверждают строчки:

Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела.

 

 
 
 

Основа сюжета

☝ Сюжет стихотворения, анализ которого я предлагаю, проходит на фоне осени. Эта пора года всегда ассоциируется с подведением итогов, не изобретает велосипед и Есенин, который уже не видит впереди ничего кроме сырости и жёлтого тлена.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

Последнее посвящение

💔 Расставание с Миклашевской важный этап жизни Сергея Александровича, ведь больше никому не посвятит поэт стихов, больше никто не покорит его сердце. Брак с Толстой спустя некоторое время – это инерция жизни и попытка зацепиться за подножку уходящего поезда. Не получилось, поезд ушёл, Есенин остался навсегда в номера Англетера и памяти поклонников.

В конце стихотворения Есенин позволяет себе отступить от грусти, сравнивая людей с гостями сада – цветами и берёзами. Придёт пора они отцветут, придёт пора отцветёт и человек:

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

✨ Это лирическое стихотворение Есенина по праву входит в золотой фонд русской поэзии. Строки легко заучиваются, а текст произведения прост для понимания от подросткового возраста и выше.

Анализ троп, жанра и композиции

☝ Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре послания, перекликаясь строфами с интимной лирикой, где автор с печалью вспоминает свою прошлую любовь.

Композиция состоит из шести катренов и относится к линейному типу, так как все четверостишия посвящены одной теме – прощанию с остывающими чувствами.

Рифмовка перекрестная (смотреть – жалость – медь – осталось), где в первой и четвертой строфах все рифмы закрытые, в шестом катрене все открытые, а в остальных четверостишиях рифмы смешанные.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (чужие губы, тихая жизнь, смешная жизнь, смешной разлад).
  2. ✔ Метафоры (ивовая медь, желтый тлен, берез изглоданные кости).
  3. ✔ Сравнения («как кладбище, усеял сад», так же отцветем и мы, «отшумим, как гости сада»).
  4. ✔ Анафоры (Так мало – Так много…).

🤔 Стих оставляет после себя грустный осадок, но это не так грусть, при которой лезут в петлю, а так, после которой хочется жить.

Видео

Предлагаем в финале послушать аудиозапись стихотворения в исполнении народного артиста РФ Рафаэля Клейнера.

Развернуть