Текст
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.
Развернуть
А в старости принять завет Христа,
Потупить взор, посыпать пеплом темя
И взять на грудь спасающее бремя
Тяжелого железного креста!
И лишь когда средь оргии победной
Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,
Испуганный в тиши своих путей,
Я вспоминаю, что, ненужный атом,
Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом.
1910 год.
✨ Стихотворение про Дон-Жуана написано Николаем Гумилевым в 1910 году, когда он уже познал радость экспедиции в Африку и отчасти удовлетворил страсть к путешествиям и приключениям. Стих с одной стороны показывает желания поэта, с другой есть немного исповедь, в которой слышатся нотки раскаянья за донжуанство.
Гумилев в 1910 году
☝ Год 1910 стал ступенью восхождения Гумилева на поэтический Олимп, так как в этом году опубликован сборник «Жемчуга», в котором было несколько сильных стихотворений, в том числе, цикл «Капитаны», состоящий из 4 стихов.
Сборник собрал положительную критику, лестно, хотя и без восторга, его оценили Анненский и Брюсов, назвав большим шагом вперед, но ещё считая 24-летнего Гумилева учеником в «школе» русской поэзии.
Также в 1910 году, наконец, состоялось венчание с Ахматовой, Николай долго добивался её руки и вот его мечта свершилась.
На этом фоне и пишется стих «Дон-Жуан», подводящий некую красную линию над прошлым, где Гумилев представлен в небольшом раскаянье и даже неприятном удивлении.
Краткой анализ
✨ Сонет начинается с описания мечты лирического героя, мечты простой, но надменной – быть максимум свободным, иметь возможность по зову сердца рассекать водную гладь или скакать на резвом скакуне по бескрайним просторам. Ещё одна заветная мечта – это избежать старости, которой Николай боялся с подросткового возраста, и каждый день ловить кайф от поцелуя с новыми губами.
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста…
Это за желания, теперь за расплату… Во втором катрене в качестве наказания за донжуанство лирический герой готов принять завет Христа, стать на колени и посыпать голову пеплом бывшей страсти. Тяжелый крест он возложит себе на грудь и через него примет спасение.
И взять на грудь спасающее бремя
Тяжелого железного креста!
Но это только в старости, а пока же весла и стремена, губы и вечная молодость…
☝ Вторая часть сонета состоит из двух трехстиший и является по сути настоящим раскаяньем, когда лирический герой осознает себя грешником перед Богом и лунатиком по жизни.
Однажды среди оргии бытия герой очнется, как ото сна, и увидит, что он лишь ненужный атом, миллиарды летали по земле до него и столько же будет после него.
Яркие две строчки завершают стихотворение:
Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом…
👀 В 1910 году у Гумилева ещё не было детей, но сын Лев родится через два года, а вот почему он пишет об отсутствии брата непонятно, так как брат у него был и звали его Дмитрий. Брат был на пару лет старше Николая и пережил его на год, умерев своей смертью от болезней и горя.
Средства выразительности, жанр и рифма
✨ По жанру стихотворение является лирическим сонетом и имеет линейную композицию с комбинированной рифмовкой, где имеется кольцевая, смежная и перекрестная рифма (проста – стремя – время – уста; победной – бледный – путей – атом – детей – братом).
В качестве средств художественной выразительности Гумилев использовал в произведении:
- ✔ Эпитеты (ненужный атом, надменна и проста, тяжелый крест, лунатик бледный).
- ✔ Метафоры (спасающее бремя, оргия победная, посыпать пеплом темя).
- ✔ Инверсии (оргия победная, лунатик бледный).
- ✔ Олицетворение (медлительное время).
💕 В тему Дон-Жуану звучит стихотворение «Конквистадор», написанное на 5 лет ранее в том же жанре сонета. Соедините в микст эти два произведения и получите порцию перченного гумилевского духа.