Николай Гумилев на фронте

Полный текст

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Развернуть

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

1914 год.


💥 Кровавым событиям Первой мировой войны посвящено стихотворение Гумилева «Наступление», написанное в 1914 году. Стих лег на бумагу под перо непосредственного участника боевых действий, поэтому произведение реалистично и пытается найти ответы на ряд сложных вопросов войны и мира.

Фон стихотворения

Год 1914 начался для Гумилева с проблем – обострились отношения с женой Анной Ахматовой, а заряд энергии, полученный во время последней поездки в Африку иссяк и бытие стало скучно.

В конце лета Гумилев, один из немногих поэтов того времени, записался в армию добровольцем и был отправлен в запасной Гвардейский полк кавалеристов, который разбил лагерь недалеко от Новгорода. Однако в резерве Гумилев был недолго и вскоре отправляется на фронт – сначала в Литву, потом в Польшу, где и принял участие в боях.

✨ Сам Николай был награжден Георгиевским Крестом и званием сначала ефрейтора, а после и унтер-офицера (зима 1915 год).

В конце зимы 15 года Гумилев простыл, был отправлен с высокой температурой в госпиталь, потом снова вернулся на фронт, но оставим всю фронтовую историю для биографов и займемся анализом стиха «Наступление».

 
 

Разбор строк

По сути стих является описанием одного наступления, в котором участвовал автор строк и которое он решил положить на бумагу, вместе со своими мыслями и переживаниями.

🤔 Что мы видим в строках? Ещё одну захватническую войну России, чем страна и занимается по большей части все свою многовековую историю. Главный герой, он же Гумилев, испытывает священный трепет от крови на чужой земле и благодарит Господа за такое пиршество безумия.

Солдаты не ели 4 дня, 4 дня они движутся вперед вдали от Родины, но их питает слово Божье, исковерканное местными священниками и патриархом.

Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

Герой тащится от звуков шрапнелей и балдеет от окровавленного клинка, его голос становится зверино диким, но вместе с тем он умирать не хочет, желая только убивать других, за то, что они защищают свою землю от захватчиков.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.

В финале Гумилев рисует картину русского блаженства, когда солдат идет по оккупированной земле и наслаждается пиршеством пролитой крови и сожженных-разграбленных хат.

Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

Да уж, немец тащится от баварской колбаски, француз от лягушачьей лапки, украинец от шматка сала на черном хлебе и только русского не корми не пои, а дай втянуть в ноздри запах спекшейся крови врага и пройти по чужому дому, как по своему сеновалу.

За 100 с лишним лет особо ничего не изменилось – русские также ничего толком не сделали у себя дома, зато продолжают нападать на соседние страны (пример Украина), прикрываясь при этом смутными идеями русского мира и крестом патриарха-мамоны.

Рифма и художественные тропы

Стихотворение написано в жанре патриотической лирики, состоит из шести строф и имеет перекрестную рифмовку (раем – огня – наступаем дня). Стихотворный размер – дольник.

Из художественных троп отметим:

  1. Сравнения («страна могла быть раем», «рядить победу, словно девушку»).
  2. Эпитеты (страшный и светлый час, молоты громовые, гневные моря, дымный след, голос дикий).
  3. Метафора (золотое сердце России... бьется в груди моей).

Стих откровенно патриотического толка, автор которого забывает разницу между честью защищать свою Родину и по велению царя (премьера, президента) воевать чужие земли из-за царских же интересов.

Декламация Иванэ Курасбедиани

Развернуть