Полный текст
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Развернуть
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
1914 год.
💥 Кровавым событиям Первой мировой войны посвящено стихотворение Гумилева «Наступление», написанное в 1914 году. Стих лег на бумагу под перо непосредственного участника боевых действий, поэтому произведение реалистично и пытается найти ответы на ряд сложных вопросов войны и мира.
Фон стихотворения
Год 1914 начался для Гумилева с проблем – обострились отношения с женой Анной Ахматовой, а заряд энергии, полученный во время последней поездки в Африку иссяк и бытие стало скучно.
В конце лета Гумилев, один из немногих поэтов того времени, записался в армию добровольцем и был отправлен в запасной Гвардейский полк кавалеристов, который разбил лагерь недалеко от Новгорода. Однако в резерве Гумилев был недолго и вскоре отправляется на фронт – сначала в Литву, потом в Польшу, где и принял участие в боях.
✨ Сам Николай был награжден Георгиевским Крестом и званием сначала ефрейтора, а после и унтер-офицера (зима 1915 год).
В конце зимы 15 года Гумилев простыл, был отправлен с высокой температурой в госпиталь, потом снова вернулся на фронт, но оставим всю фронтовую историю для биографов и займемся анализом стиха «Наступление».
Разбор строк
По сути стих является описанием одного наступления, в котором участвовал автор строк и которое он решил положить на бумагу, вместе со своими мыслями и переживаниями.
🤔 Что мы видим в строках? Ещё одну захватническую войну России, чем страна и занимается по большей части все свою многовековую историю. Главный герой, он же Гумилев, испытывает священный трепет от крови на чужой земле и благодарит Господа за такое пиршество безумия.
Солдаты не ели 4 дня, 4 дня они движутся вперед вдали от Родины, но их питает слово Божье, исковерканное местными священниками и патриархом.
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
Герой тащится от звуков шрапнелей и балдеет от окровавленного клинка, его голос становится зверино диким, но вместе с тем он умирать не хочет, желая только убивать других, за то, что они защищают свою землю от захватчиков.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
В финале Гумилев рисует картину русского блаженства, когда солдат идет по оккупированной земле и наслаждается пиршеством пролитой крови и сожженных-разграбленных хат.
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
Да уж, немец тащится от баварской колбаски, француз от лягушачьей лапки, украинец от шматка сала на черном хлебе и только русского не корми не пои, а дай втянуть в ноздри запах спекшейся крови врага и пройти по чужому дому, как по своему сеновалу.
За 100 с лишним лет особо ничего не изменилось – русские также ничего толком не сделали у себя дома, зато продолжают нападать на соседние страны (пример Украина), прикрываясь при этом смутными идеями русского мира и крестом патриарха-мамоны.
Рифма и художественные тропы
Стихотворение написано в жанре патриотической лирики, состоит из шести строф и имеет перекрестную рифмовку (раем – огня – наступаем дня). Стихотворный размер – дольник.
Из художественных троп отметим:
- Сравнения («страна могла быть раем», «рядить победу, словно девушку»).
- Эпитеты (страшный и светлый час, молоты громовые, гневные моря, дымный след, голос дикий).
- Метафора (золотое сердце России... бьется в груди моей).
Стих откровенно патриотического толка, автор которого забывает разницу между честью защищать свою Родину и по велению царя (премьера, президента) воевать чужие земли из-за царских же интересов.