Генералам двенадцатого года

Текст

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

Развернуть

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать? ..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

декабрь 1913 года.


Анализ стиха

📝 Стихотворение-благодарность Марина Цветаева посвятила героям войны 1812 года, вставшим на защиту Родины и положившим жизни на алтарь победы. «Генералам двенадцатого года» поэтесса пишет в 1913 году, практически спустя век после победы над Наполеоном, находясь в Феодосии.

Обращение к героям

☝ Анализ этого стихотворения показывает, что Цветаева обращается именно к молодым героям войны 1812 года, не все они были генералами по званию, но все стали настоящими генералами по подвигу для Родины. Они, вчерашние юнцы, ещё недавно были королями на балу, где лихо звенели их шпоры, но сегодня они встали на защиту отчизны, и защищают её с не меньшим рвением.

Строки посвящены тем, кто был честен и искренен во всем, тем, кому не было равных по желанию жить, кто был царём и на балу и на поле брани!

Цари на каждом бранном поле
И на балу.

 
 

Прообраз стихотворения

☝ Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.

Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.

☝ Стихотворение учит героизму и показывает созданный Цветаевой образ настоящего героя. Стихи мелодичны, недаром на них написано несколько прекрасных песен, одна из них звучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Поэтесса написала стихотворение в 21-летнем возрасте, оно наполнено искренностью и теплотой, которые только помогают запомнить строки.

Сюжет, жанр и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре гражданской лирики и имеет последовательное развитие сюжета – от обращения к «генералам» до их смерти под страстные поцелуи и звон сабель.

Рифмовка перекрестная (шинели – паруса – звенели – голоса), большинство рифм открытые.

📝 Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (бранное поле, широкие шинели, чёрствый хлеб, хрупкие фигуры, золотые ордена).
  2. ✔ Метафоры (сердце матери, брали сердце и скалу).
  3. ✔ Сравнение (глаза, как бриллианты).
  4. ✔ Гипербола (три сотни побеждало трое).

Песня из фильма

Предлагаем в завершение романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», который написан на слова этого стихотворения Цветаевой.

Развернуть