А Ахматова и Н Гумилев

Текст

Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.

Развернуть

И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят.

И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.

1914 год.


💔 Глашатаем разрыва любовных отношений с Ахматовой Гумилев назначил стихотворение с тяжелым названием «Я больше её не люблю», которое датируется 1914 годом, хотя впервые опубликовано после смерти поэта, в 1922 году. Стих не так однозначен, как его заголовок, поэтому требует анализа для поиска истины и литературных красот.

Анна и Николай

🤔 Если коротко говорить за отношения Николая с Анной Ахматовой, то он долго добивался её руки, а добившись быстро охладел к супруге. Гумилев хотел исключительно жены с вышивкой у окна, а поэтесса желала писа́ть и быть в рамках творчества самостоятельной.

☝ Первый звонок разрыва прозвучал в ночь рождения Льва Гумилева (1912 г), когда отец не соизволил даже приехать домой. Второй звоночек прозвенел в 1914 году, когда Николай понял, что физической страсти к жене нет от слова «совсем».

В интервале между венчанием в 1910 году и 1914 годом в жизни Гумилева мелькали Елизавета Дмитриева и Ольга Высотская, ему было кого с кем сравнить, и автор «Волшебной скрипки» отдал предпочтение не в пользу Ахматовой, хотя сохранил к ней теплые дружеские чувства.

Для справки: Ахматова сохраняла верность Гумилеву до отправки супруга на фронт Первой мировой войны, то есть, до осени 1914 года.

Развенчание мукой

📝 Стихотворение состоит всего из трех строф, но они глубоки и искренни, поэтому не отталкивают минимализмом размера.

Признание в нелюбви мы видим уже в первой строфе, но из этого же катрена понятна причина расставания – мука нахождения вместе. Автор строк понимал, что продолжая какие-никакие отношения он только мучает и себя и её, поэтому не стоит поддерживать жизнь умирающих чувств.

Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю…

✨ От былой любви остаются только далекие отголоски и приходящие миражи, чувства как будто манят из прошлого, где они сверкали огнями взаимности, а не тлели, как догорающая ветошь.

В последнем катрене лирический герой снова показывает мучительность своего выбора и, желая минимизировать душевную боль, мысленно возвращается к былой любви поцелуями её рук и очей.

Целую я бледные руки
И тихие очи ее…

😢 На этом стих заканчивается, а его герои расходятся по разным дорогам жизни – Анна будет нести свой крест до далекого 1966 года, а Николаю остается пройти 7 лет до расстрела по сфабрикованному делу «Таганцевского заговора».

 
 

Размер, композиция и тропы

☝ Стихотворение написано в стихотворном размере трехстопного амфибрахия, где трехсложная стопа имеет второй ударный слог.

Композиция произведения кольцевая, так как начинается и заканчивается акцентом на страданиях лирического героя (изнемогши от муки – рыдая от муки).

Рифмовка перекрестная (му́ки – люблю́ – ру́ки – мою́) с парами мужской и женской рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (бледные руки, печальные очи, нездешняя любовь, остынувшая ночь).
  2. ✔ Метафоры (руки ложатся на душу, любовью горят).

💖 Красивое, пусть и печальное стихотворение, заслуженно занявшее почетное место на подиуме Серебряного века.

Читает Максим Макаревич

Развернуть