Оригинал текста
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
Развернуть
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
1912 год.
⛪️ Сложная судьба и величие архитектуры константинопольского, а ныне стамбульского, собора Святой Софии показаны Мандельштамом в стихотворении «Айя-София», написанном на раннем этапе творчества в 1912 году. Стих вошел в сборник «Камень», первое издание которого увидело свет в 1913 году.
От Иисуса к Аллаху
✨ Собор Айя-София (Святая мудрость) построил Юстиниан I в 527 году всего за 5 лет, что очень малый срок для такого масштаба строительства. Для понимания масштабности работ – на площадке одновременно работали 10 тысяч человек, а цена храма составила 3 годовых бюджета Византии.
Для справки – высота купола 55 метров, диаметр 31 метр. Это высота современного 18-этажного здания, а диаметр больше, чем длина баскетбольной площадки.
☝ Из христианства в ислам Софийский собор перешел в середине XV века, когда Византия пала под ударом султана Мехмеда II. К счастью храм не разрушили, но крест на нём сменил полумесяц и по бокам появились минареты.
👀 Интересный факт о храме – в его правой части есть таинственная ниша, если приложить ухо к её стене, то явно слышен гулкий шум. По преданию, это молитва священника, который её читал и во время штурма храма воинами Мехмеда, держа в руках чашу со Святыми Дарами. Когда мусульмане ворвались в собор, священник шагнул в нишу и исчез, пообещав вернуться, когда София снова станет христианской.
Теперь можно посмотреть, что сказал о соборе Мандельштам, сжав мысли в формат стихотворения.
Подарок Господа народам
☝ В первой строфе два интересных момента – купол, подвешенный к небесам, и веление Бога построить собор в этом месте. Последнее относится к области преданий, когда Господь повелел императору Константину построить храм именно в этом месте (сначала тут была базилика, но во время восстания она сгорела). Что касается купола, то он визуально и правда, словно бы, подвешен к небу, ибо стоит на 107 мраморных столбах (это число версия Мандельштама, большинство источников говорит о 104 колоннах, но не суть важно).
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов…
Это место и правда имеет свою тайну, так как находится на границе Востока и Запада, что предполагает вечную борьбу за него.
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
👀 Мандельштам достаточно точно описывает храм, используя для этого профессиональные термины архитектора – паруса, экседры и аспиды, а также указывает количество окон и колонн.
В финале стиха автор предрекает собору долгую жизнь, пусть его серафимы и скорбят об утраченном христианстве храма:
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот…
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стихотворение написано в жанре лирического посвящения, где объект оды не человек, а храм, что достаточно редко для поэзии.
Композиция состоит из пяти строф-катренов, связанных единой темой величия Софийского собора и его божественности.
Рифмовка перекрестная (останови́ться – царя́м – очеви́дца – небеса́м) с женской рифмой в нечетных строчках и мужской в четных.
✨ Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (мраморные столбы, сферическое зданье, чужие боги).
- ✔ Метафоры (подвешен к небесам, серафимов рыданье).
- ✔ Сравнения (как на цепи).
- ✔ Инверсия (строитель щедрый).
- ✔ Олицетворение («храм, купающийся в море»).
⚒ Читая строки чувствуется приверженность Мандельштама акмеизму, так как собор описан очень предметно и материально.