Примеры анафор в творчестве Лермонтова

☝ Анафора — стилистическая фигура, имеющая повторение языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда.

Ниже примеры лермонтовских троп на основе анализа стихотворений:

  1. Благодарность.
  2. Выхожу один я на дорогу.
  3. Я жить хочу!

👀 Этого достаточно, чтобы увидеть, как анафоры влияют на выразительность текста и какое художественное звучание они помогают донести автору до читателя.

Благодарность

📝 В стихотворении «Благодарность» анафора занимает всю вступительную и центральную части стихотворения, где сразу шесть строк начинается с предлога «За».

За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей…

С его помощью Лермонтов показывает силу своей благодарности, когда он в поэтической молитве благодарит Бога не только за хорошее, но и за плохое, ведь оно помогло познать мир.

Выхожу один я на дорогу

📝 Произведение «Выхожу один я на дорогу» написано незадолго до смерти и относится к печальной поздней лирике поэта. С помощью анафоры в предпоследней строфе Лермонтов показывает, почему он хочет заснуть вечным сном и каким он должен быть:

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

🌜Это не сон холодного мертвеца – это только остановка в пути, необходимая для отдыха, уставшего от земного пути сердца. Средство выразительности помогает сделать акцент на глубине желания и подчеркивает художественную идею автора.

 
 

Я жить хочу!

📝 В стихотворении «Я жить хочу! Хочу печали!» Лермонтов ещё раз показывает свое понимание жизни, которая пуста без страданий, как пища, не приправленная солью.

Этот стих завершается анафорой:

Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет…

☝ Акцент тут сделан на местоимение «он», подразумевая под ним поэта на фоне его творческого синонима – океана. Поэт покупает своей жизнью звуки неба (плата за дар), поэтому его слава оплачена сторицей и не нуждается в доплатах.

✨ Михаил Лермонтов использовал анафоры и во многих стихах, что помогало поэту акцентировать свою мысль и донести свой литературный взгляд до сердца читателя в наиболее выразительной форме.