Зинаида Гиппиус в 1906 году

Полный текст

Мне повстречался дьяволенок,
Худой и щуплый — как комар.
Он телом был совсем ребенок,
Лицом же дик: остер и стар.

Развернуть

Шел дождь… Дрожит, темнеет тело,
Намокла всклоченная шерсть…
И я подумал: эко дело!
Ведь тоже мерзнет. Тоже персть.

Твердят: любовь, любовь! Не знаю.
Не слышно что-то. Не видал.
Вот жалость… Жалость понимаю.
И дьяволенка я поймал. Пойдем, детеныш!

Хочешь греться?
Не бойся, шерстку не ерошь.
Что тут на улице тереться?
Дам детке сахару… Пойдешь?

А он вдруг эдак сочно, зычно,
Мужским, ласкающим баском
(Признаться — даже неприлично
И жутко было это в нем)

— Пророкотал: "Что сахар? Глупо.
Я, сладкий, сахару не ем.
Давай телятинки да супа…
Уж я пойду к тебе — совсем".

Он разозлил меня бахвальством…
А я хотел еще помочь!
Да ну тебя с твоим нахальством!
И не спеша пошел я прочь.

Но он заморщился и тонко
Захрюкал… Смотрит, как больной…
Опять мне жаль… И дьяволенка
Тащу, трудясь, к себе домой.

Смотрю при лампе: дохлый, гадкий,
Не то дитя, не то старик.
И все твердит: "Я сладкий, сладкий…"
Оставил я его. Привык.

И даже как-то с дьяволенком
Совсем сжился я наконец.
Он в полдень прыгает козленком,
Под вечер — темен, как мертвец.

То ходит гоголем-мужчиной,
То вьется бабой вкруг меня,
А если дождик — пахнет псиной
И шерстку лижет у огня.

Я прежде всем себя тревожил:
Хотел того, мечтал о том…
А с ним мой дом… не то, что ожил,
Но затянулся, как пушком.

Безрадостно-благополучно,
И нежно-сонно, и темно…
Мне с дьяволенком сладко-скучно…
Дитя, старик, — не все ль равно?

Такой смешной он, мягкий, хлипкий,
Как разлагающийся гриб.
Такой он цепкий, сладкий, липкий,
Все липнул, липнул — и прилип.

И оба стали мы — едины.
Уж я не с ним — я в нем, я в нем!
Я сам в ненастье пахну псиной
И шерсть лижу перед огнем…

1906 год.


👹 Стихотворение с чертовщинкой «Дьяволенок» написано Зинаидой Гиппиус в 1906 году, а повествование в нём ведется от мужского лица, что часто встречается в творчестве поэтессы. Стих поднимает вопросы жалости и сострадания, которые необходимы в копилке человека, но могут привести к потери собственного Я в борьбе с более хитрым.

Развитие сюжета

👀 По сюжету лирический герой Гиппиус встречает на улице под дождем дьяволенка, щуплого, как комар, и телом похожего на ребенка.

Мне повстречался дьяволенок,
Худой и щуплый — как комар…

☝ Как известно из бытия самых великих грешников, дьявол сначала втирается к нам в доверие, используя наши слабости. У героя стиха слабости – это сострадание и жалость, на этих струнах и играет черт, заставляя взять его с собой.

Что тут на улице тереться?
Дам детке сахару… Пойдешь?

👼 Как и почти всякий порядочный человек, герой пригласил мокрого дьяволенка погреться, тот согласился, но для вида поломал комедию и показал паршивость своего характера.

Со временем он так прижился в доме героя, что полностью слился с его личностью, они стали единым целым и сейчас оба пахнут псиной и лижут шерсть перед камином.

Я сам в ненастье пахну псиной
И шерсть лижу перед огнем…

😢 Перед героем стихотворения было обычное искушение, и он перед ним не устоял, за что и понес наказание. Наивно думать, что дьявол прост и не воспользуется слабостями человека, даже если его слабость из порядка относительных добродетелей.

Герой был более жалостлив, чем разумен, поэтому дьявол и вошел в него, через окно сострадания, став единым целым и слившись с душой. Дьявол вырос.

 
 

Жанр, рифма, композиция и тропы

📝 Стихотворение написано в жанре философской лирики, где композиция состоит из пятнадцати катренов и имеет последовательное развитие сюжета – от встречи с дьяволенком, через предложение его приютить, до слияния героя и черта в одно целое.

Рифмовка перекрестная (дьяволе́нок – кома́р – ребе́нок – ста́р) с женской рифмой в первой паре строк и с мужской во второй (ударение на последний слог).

Из основных средств выразительности выделим:

  1. ✔ Эпитеты (худой и щуплый, ласкающий басок, дохлый, гадкий, мягкий, хлипкий, цепкий, сладкий, липкий).
  2. ✔ Сравнения (как комар, прыгает козленком, как мертвец, ходит гоголем-мужчиной, вьется бабой, как разлагающийся гриб).

✨ Отметим, что большинство эпитетов и сравнений описывают дьяволенка, что помогает автору стиха создать яркий мерзкий образ черта, который-таки победил человека и овладел им.

Читает Полина Черникова

Развернуть