Зинаида Гиппиус в молодости

Текст

Уж третий день ни с кем не говорю...
А мысли ‒ жадные и злые.
Болит спина; куда ни посмотрю ‒
Повсюду пятна голубые.

Развернуть

Церковный колокол гудел; умолк;
Я все наедине с собою.
Скрипит и гнётся жарко-алый шёлк
Под неумелою иглою.

На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно ‒ стараюсь угадать
За ним другое, ‒ то, что скрыто.

И этот шёлк мне кажется ‒ Огнём.
И вот уж не огнём ‒ а Кровью.
А кровь ‒ лишь знак того, что мы зовём
На бедном языке ‒ Любовью.

Любовь ‒ лишь звук... Но в этот поздний
час
Того, что дальше, ‒ не открою.
Нет, не огонь, не кровь... а лишь атлас
Скрипит под робкою иглою.

1901 год.


💔 Стихотворение написано Зинаидой Николаевной Гиппиус в 1901 году и рисует нам образ уставшей модистки, страдающей от отсутствия любви или её безответности и от этого все глубже уходящей в работу.

Стих про тяжкую долю швеи затрагивает темы не только любви и работы, но и одиночества, похожего на роковой крест, на распятие человека за его стремление к прекрасному.

Не Гиппиус ли швея?

✨ Вначале кажется, что в роли швеи поэтесса вполне могла скрыть себя, ведь она также трудяга, только её труд не иголка с ниткой, а перо с бумагой. Однако нет, насчет любви совпадений мало, так как Гиппиус презрительно относится к плотским страстям (а красный атлас именно их символизирует), а духовная близость у неё в достатке – есть Мережковский, есть и куча поклонников. Большинство из которых, правда, опасается Зинаиды Николаевны за её прямолинейность и острое жало языка.

Отсюда вывод №1 – образ швеи собирательный и не имеет автобиографичных ноток, если только по части работы, преданности профессии, пусть далеко и не все её минуты в радость.

Развитие сюжета

☝ По сюжету мы видим в роли лирической героини уставшую от работы швею, которая третий день лишена общения, а мысли так и рвутся из женского сердца.

Уж третий день ни с кем не говорю...
А мысли ‒ жадные и злые.

😢 От усталости и тишины в глазах работницы плывут голубые пятна, но шелк все равно бежит волной под иголкой – работа не останавливается.

О молодости швеи говорит эпитет «неумелая игла», в конце же произведения появляется эпитет «робкая игла», который показывать невинность девушки (сорри, что забегаем вперед).

Скрипит и гнётся жарко-алый шёлк
Под неумелою иглою.

Переходным фрагментом между первой и второй частями стиха является третий катрен, где лирическая героиня размышляет о смысле мироздания и пытается заглянуть в будущее.

💕 Вторая часть произведения посвящена любви, точнее её проявлениям в жизни человека, когда швее шелк сначала кажется огнем, потом кровью и затем Любовью. От недостатка чувств или же от их неразделимости девушка видит проявления любви в простой и рутинной работе, когда ткань под её рукой превращается в знамение Любви в её сердце.

В финале все возвращается на круги своя – шелк снова становится атласной тканью, он больше не кровь и не огонь, а девушка больше не Золушка, а швея.

Нет, не огонь, не кровь... а лишь атлас
Скрипит под робкою иглою.

😢 На сим стих и завершается, оставляя нас в созерцании образа уставшей швеи, любовь к которой приходит лишь в мечтах и воображении, а после уходит, не оставляя после себя ничего, кроме очередной усталости…

 
 

Жанр, рифма и тропы

☝ Произведение написано в жанре любовной лирики, смешанной с философскими мотивами, где композиция состоит из двух частей и имеет последовательное развитие.

Рифмовка перекрестная (не говорю – злые – посмотрю – голубые), где в первом катрене все рифмы открытые, а в остальные они чередуются с закрытыми.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (пятна голубые, жарко-алый шелк, неумелая игла, поздний час, робкая игла).
  2. ✔ Олицетворение (мысли жадные и злые, бедный язык).
  3. ✔ Сравнения (шелк кажется огнем, любовь – лишь звук).

💕 Если видение любви Гиппиус вам интересно, то прочитайте стих Зинаиды Николаевны «Электричество», где сплетение чувств показано на простом примере взаимосвязи электрических волн.

Гиппиус 1919 год. Дневник

Развернуть