Балаганчик глазами Блока

Текст пьесы

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
Мальчик

Развернуть

Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева...
Видишь факелы? Видишь дымки?
Это, верно, сама королева...
Девочка

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это - адская свита...
Королева - та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.

Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: "Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей - картонный шлем!
А в руке - деревянный меч!"

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик.

Июль 1905 года.


👀 Вчерашний мистик Блок, летом 1905 года, пишет пьесу «Балаганчик», которая вышла из-под пера в стиле трагифарса и неоднозначно воспринята публикой и критиками. Со стороны Соловьева и Белого даже была некоторая обида на произведение, так как они ждали старого Александра Блока, а мастер сменил творческий гардероб.

Отойдя от восхваления мистики в данной работе, Блок на время сам стал её критиком, ибо Балаганчик есть ни что иное, как протест против доминирования мистического не только в поэзии, но и в жизни, и в искусстве начала XX века.

Развитие сюжета

☝ Главными героями пьесы являются мальчик и девочка, они же зрители балаганчика и неотрывно смотрят за каждым движением балаганных чертей, королей и дам:

Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.

✔ На сцене события развиваются драматично, под адскую музыку черт хватает карапузика и тот от такого «здрасьте» истекает клюквенным соком, который заменяет в балагане кровь.

Лица на сцене меняются, трагифарс продолжается – королева, свита рыцарей и паяц разыгрывают драму, которая высмеивает величие смерти и желание видеть нечто потустороннее в обыденных вещах и делах.

👼 Сатира хорошо видна в строках:

Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: "Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!

🤣 В них Блок не пытается нагнетать атмосферу действия страхом, а открыто показывает кровь клюквенным соком. Кровь – это мистика, клюквенный сок – реальность и пьеса показывает, что часто второе искусственно подменяется первым.

Стих завершается противопоставлением «веселья» балаганчика и слез его зрителей – мальчика и девочки:

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик.

 
 

Анализ троп и вывод

📝 Пьеса написана сложной смешанной рифмой, где перекрестная рифмовка (музыка – смычок – карапузика – сок) доминирует. Сюжет развивается последовательно – сначала автор показывает открытие балагана, затем идет описание действия представления и в финале мы видим занавес и плачущих зрителей.

В пьесе много эпитетов, которые помогают передать читателю (зрителю) атмосферу на сцене. Отметим эпитеты:

  1. Адская музыка.
  2. Унылый смычок.
  3. Адская свита.
  4. Картонный шлем.
  5. Деревянный меч.

✔ Метафора – «черный гнев», олицетворение «завывает унылый смычок».

☝ Пьеса высмеивает перебор мистицизма в русском искусстве начала XX века и показывает, что часто мы видим мистику там, где её нет, на месте обыденных вещей рисуя себе чертей и ангелов.

👼 Несмотря на название пьеса не является произведением для детей, если вы хотите что-то из Блока почитать своим отрокам, то лучше прочтите Зайчика, написанного годом позже в 1906 году.

Песня на стихи (Камбурова)

Развернуть