Колыбельная Блока

Текст

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Развернуть

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан,

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснет
И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…»

1904 год.


Завершаем обзор детских стихотворений из сборника «Круглый год» произведением «Колыбельная песня», написанным Александром Блоком в 1904 году.

🌜 За тему стиха говорит его название, в данном случае это не вольная интерпретация автора, а жанр стихотворения и, соответственно, его тема – колыбельная.

Включаем воображение

👀 Чтобы по достоинству оценить песню, надо представить либо себя на месте ребенка, которого убаюкивает мать, либо нарисовать себе картинку с люлькой, матерью и малышом. Так пасьянс сложится на 100% и анализировать стих не составит труда, даже при минимальной нашей помощи.

По сюжету мать поет ребенку колыбельную песню, которая помогает малышу забыть радости дня, успокоится и заснуть. Начинается песня анафорой:

Спят луга, спят леса.

Она стазу задает тон всему стихотворению и становится понятно, что стих не за утреннюю бодрость.

В первой части песни мать поет ребенку о небесных звездочках и лесных ручейках, о луне, смотрящей в окно дома и повелевающей маленьким детям спать. Далее идет ещё одна анафора:

Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

☝ Затем стандартный текст колыбельной, задача которого помочь ребенку перейти в царство Морфея, а завершается стихотворение третьей анафорой:

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра.

🌜 Она как-бы подчеркивает важность сна, хотя, честно говоря, и жаль времени золотого детства, которое можно потратить на более интересные дела, чем путешествие по стране Морфея.

 
 

Анализ литератора (воображение выключено)

✔ Стих написан в несвойственной Блоку технике перелинковки – параллельной (кафтан – сарафан), но этого требует жанр и стиль стихотворения. В песне примерно поровну открытых (пойду – саду) и закрытых (уснет – пошлет) рифм.

Три раза встречаются анафоры:

  1. Спят луга, спят леса.
  2. Спите, спите, поздний час.
  3. Спите, спите, спать пора.

☝ Все они увеличивают эффект колыбельной и убеждают в целительной силе сна ребенка.

Отметим также олицетворения:

  1. Спят луга и леса.
  2. Струйки говорят.
  3. Луна глядит.
  4. Сказка сонная.

✔ Метафора – «Пала божия роса», и эпитеты:

  1. Малым детям.
  2. Поздний час.
  3. Сладкий сон.
  4. Братний кафтан.

✔ С помощью средств художественной выразительности Блок хорошо передает ощущение колыбельной. Тропы помогают представить себя в теплой избе, где мать склонилась над детской кроваткой и поет ребенку на ночь песенку.

☝ Рекомендуем также прочитать стих «Ветхая избушка», тоже написанный для детей и показывающий нам кусочек зимнего быта деревенской детворы.


Слушаем колыбельную

Развернуть