Статуя в Царском селе

Текст

Н.В.Н.

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

Развернуть

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

1916 год.


✔ Талант Пушкина всегда был для Ахматовой стимулом к творчеству и на нём не было темных пятен сомнения. Александр Сергеевич открыл для России золотой век поэзии, а Анна Андреевна подхватила это знамя и гордо несла его через весь серебряный век и далее.

Интересный факт – Ахматова (тогда Горенко) училась в том же лицее, что и Пушкин и много лет жила в Царском Селе, где тропинки помнят следы мальчика Александра.

Ахматова – Пушкин – статуя – ревность

☝ Стихотворение «Царскосельская статуя» есть своеобразная ода Пушкину, дань таланту поэта и воспевание его гения. Написано оно в 1916 году, когда близкие отношения с Гумилевым уже закончены, а Борис Анреп предпочел России Европу.

Это тоже накладывает свой тонкий оттенок и трагизм разлук можно прочитать между строк.

Стих описывает статую «Девушка с кувшином», которая находится в Царском селе, ей посвящал свои строки и Пушкин – ещё одна параллель.

Взору поэта статуя предстала осенью, когда рябина наливается кровью, а клен осыпает свои листья на пруд.

И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

☝ В этот момент раздевания (освобождения?) природы статуя особенно стройна, стройна до ослепления, до неги. Девушка сидит на северном камне и смотрит на дорогу, как будто прощаясь с осенью и ожидая теплый пух зимы. Сколько их было и вот на кону ещё одна встреча снежной вьюги, но сначала надо попрощаться с осенью, смахнув с плеч последние опавшие листья.

На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

😢 Лирическая героиня смотрит на эту статую в Царском селе и чувствует смутный страх, имеющий корни в вековой истории девушки с кувшином, над которой не властно время.

В последней строфе поэтесса затрагивает и струны любви, обращаясь к своему мужчине, который восторгался обнаженной красотой статуи. Он прощен. А девушка продолжает стоять, собирая на себе взоры поэтов, художников и романтиков из века в век.

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

За словосочетание «нарядно обнаженной» Ахматовой отдельный пряник, завершается же стих этой фразой, как намеком на продолжение жизни автора строк, как шагом вперед для поиска своего личного счастья.

 
 

Литературный разбор стиха

👀 Первые две строфы этого лирического стихотворения достаточно импульсивны, во втором катрене можно даже найти признаки ревности автора строк к статуе, возлюбленной поэтами. Третья строфа более спокойна и лирична, а четвертый катрен подводит итог произведения, где Ахматова не сдерживается и показывает свое превосходство над каменной девушкой.

☝ Стих написан в четыре строфы перекрестной рифмовкой (листы – лебединый – кусты – рябины), где чередуются открытые (стройна – она) и закрытые (страх – плечах) рифмы.

Из троп отметим метафору «окровавлены кусты» и олицетворения «сидит и смотрит», поджав незябнущие ноги» и «ослепительно стройна» - все они относятся к описанию статуи.

Также важную роль в стихотворении играют эпитеты:

  1. ✔ Кленовые листы.
  2. ✔ Зреющая рябина.
  3. ✔ Смутный страх.
  4. ✔ Скудеющий свет.

☝ Средства выразительности помогают Ахматовой передать картину из Царского села и представить себе статую девушки с кувшинов, как наяву.

✔ В стиль этого стихотворения хорошо ложится стих «Заплаканная осень», написанный Ахматовой в 1911 году, в котором показана осень разлуки, осень, похожая на вдову. Рекомендуем почитать.


Пушкин в творчестве Ахматовой

Развернуть