Константин Бальмонт в 1909 году

Оригинал текста

Яблоки, орехи, мед,
Это – первый Спас.
Сколько сладости течет,
Сколько свежих нежных вод,
Сколько ядер лег даст,–
Все для нас.

Развернуть

Яблонь белая, в цвету,
Усладила пчел
Сколько пении налету,
Сколько блесков, не сочту,
Мир весною в Красоту
Весь вошел.

Если ж Осень подошла,
Кончен путь Весны,
Радость первая светла.
Лето – жарче Страсть пришла.
Виден весь узор узла.
Дышат сны.

Зреет все Осенний час.
Яблок – плод живой.
Прежде всех пленил он нас,
Ядра с ним – в числе прикрас,
Мед. Как сладок первый Спас,
И второй.

1909 год.


👼 Стихотворение написано Константином Бальмонтом в 1909 году и описывает религиозный праздник Яблочный (медовый) Спас или Преображение Господне, который в начале XX века был частью русской народной идентичности. Стих показывает традицию восточных славян отмечать переход летнего труда в осенний урожай, когда разрешалось есть яблоки, а мед приобретал сладость.

Что такое Яблочный Спас

☝ Этот день в календаре русских крестьян не был рядовым, так как в Спас нельзя было даже выполнять тяжелые работы, убирать, стирать и шить, а люди массово шли в церковь для освящения плодов нового урожая.

В православной церкви Спас называется Преображение Господне – день, когда христиане славят соединение божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В этот день, согласно Библии, Христос своим Преображением предостерег учеников от уныния и показал единство человека и Бога.

Анализ строф

☝ Из первого шестистишия становится понятно, с чем у русских христиан ассоциировался Спас – орехи, мед и яблоки, которые к этому дню поспевают и могут употребляться в пищу.

Яблоки, орехи, мед,
Это – первый Спас…

☝ Во второй строфе автор акцентирует внимание на том, что начало Спас берет ещё весной, когда расцветают яблони и на месте сегодняшних плодов ещё белые цветы. В этот миг зарождается то, что к осени принесет плоды, что выльется в Преображение Господне.

Именно осенью, по утверждению Бальмонта, заканчивается Весна, пройдя через Страсть лета и набравшись наливной силы в плодах.

Лето – жарче Страсть пришла.
Виден весь узор узла…

😊 Последнее шестистишие подводит итог стихотворению, рисуя яблоки живым плодом осени и передавая нам сладкую негу меда, как олицетворения завершения большого труда и начала сбора заслуженного урожая (в прямом и переносном смысле).

Мед. Как сладок первый Спас…

🍎 Произведение отлично передает ощущение второй половины августа, когда природа начинает отдавать долг за долгий труд человека, украшая его стол ароматными яблоками, орехами и сладкий медом.

 
 

Жанр, тема и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре православной лирики с вкраплением пейзажных элементов и легкой философии.

Сюжет четырех шестистиший развивается линейно, не имея кольцевых элементов в виде повторов.

👼 Основная тема – описание православного праздника, одного из немногих на селе, который стал народным и широко отмечался во второй половине августа.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (яблонь белая).
  2. ✔ Олицетворение (нежные воды, дышат сны).
  3. ✔ Анафора (Сколько…).
  4. ✔ Метафоры (узор узла, мир весною в красоту весь вошел).

Также Бальмонт в стихе активно использует инверсии (плод живой, яблонь белая и т д), придающие строкам нужный тембр звучания и решающие проблемы с рифмовкой.

💕 Православная лирика нередко встречается в творчестве Бальмонта, пример тому светлый стих «Благовещенье в Москве», написанный на 6 лет ранее «Спаса», в 1903 году. Рекомендуем это произведение для лучшего понимания таланта Константина Дмитриевича.

Читает В Рыжаков

Развернуть