Манифестации в России 1917 года

Оригинал текста

Близки
кровавые зрачки,
дымящаяся пеной пасть...
Погибнуть? Пасть?

Что – мы?
Вот хруст костей... вот молния сознанья
перед чертою тьмы...
И – перехлест страданья...

Развернуть

Что мы! Но – Ты?
Твой образ гибнет... Где Ты?
В сияние одетый,
бессильно смотришь с высоты?

Пускай мы тень.
Но тень от Твоего Лица!
Ты вдунул Дух – и вынул?

Но мы придем в последний день,
мы спросим в день конца, –
за что Ты нас покинул?

4 сентября 1917 года.


😢 В начале сентября 1917 года, на волне витающего в воздухе предчувствия большого бунта-переворота, Гиппиус пишет стихотворение «Гибель», где показывает скорое падение России в пропасть. Стих является пророческим, зеленые глаза Зинаиды Николаевны увидели 4 сентября 1917 года, как её Родина полетит в пропасть, а декреты типа «Земля крестьянам», обернутся фактом «Крестьян в землю» ((.

Кровавые зрачки революции

☝ Гиппиус не была 100%-м адептом монархии, но как мудрая женщина (и талантливая) не могла не видеть того, к чему приведет крах одного в попытке построить другое. Новое она видела в образе демона с кровавыми зрачками и дымящейся пеной у пасти, для которого народ был лишь ступенькой к собственной власти и хрустом костей.

Близки
кровавые зрачки,
дымящаяся пеной пасть...

✨ Творческая интеллигенция не есть народ, идущий за плугом в поле, но она старалась понимать нужды крестьян и рабочих, давая им подсказки на будущее. Народ этого не слышал (последствие отсутствия образования) и думал, что можно легко сломать одно и с помощью инструмента пролетариата простроить другое. Построили в итоге, но народ оказался не победителем, а скорым каторжником, сыгравшим свою роль в октябре 1917 года и ушедшим в расход под песни репрессий 30-х годов.

Что мы! Но – Ты?
Твой образ гибнет... Где Ты?

☝ Вторая часть стиха – это обращение к Богу, ибо с людьми все понятно, у них человеческие желания и страсти доминируют над сознанием и ничего с этим не поделать.

Гиппиус спрашивает у Бога, почему же он смотрит на все происходящие в России молча, почему не проявит силу со своей высоты и не даст россиянам подсказки, что верно, что нет?

😡 Забегая вперед скажем, что и в 2022-2023 годах Бог не вразумил правителей России, они также тешат себя амбициями, забили голову народа пропагандой (тогда на заборах, сейчас по ТВ) и идут по костям граждан к трону своего величия.

Но мы придем в последний день,
мы спросим в день конца, –
за что Ты нас покинул?

😢 В финальном терцете поэтесса спрашивает от лица народа у Бога, почему он их покинул, почему не протянул руку?

✔ Ответим – потому что каждый выбирает сторону добра или зла сам, если человек добровольно позволяет забивать себе голову пропагандой и идет, как вол, умирать за власть, то это его выбор и его решение. Бог судит по делам, но не ведет за ручку по жизни тех, кто не может жить без царской нагайки и готов своей кровью омывать трон царя.

 
 

Жанр, композиция и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре гражданской лирики с философским уклоном и имеет последовательное развитие композиции – от пророчества приближающейся гибели, до обращения к Богу с вопросом, почему он молчит.

Рифмовка перекрестная в первых трех катренах (мы – сознанья – тьмы – страданья) и смешанная в двух финальных терцетах (тень – лица – вынул; день – конца – покинул).

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (кровавые зрачки, последний день).
  2. ✔ Метафоры (дымящаяся пеной пасть, молния сознанья, перехлест страданья).
  3. ✔ Олицетворение (образ гибнет).

💥 В произведении много риторических вопросов и восклицаний, что делает стих эмоциональным, похожим на крик – крик души поэта, страдающего за Россию, но видящего бессмысленность этих мук.

Слушаем стих

Развернуть