Оригинал текста
Я устал от нежных снов,
От восторгов этих цельных
Гармонических пиров
И напевов колыбельных.
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!
Развернуть
Упоение покоя —
Усыпление ума.
Пусть же вспыхнет море зноя,
Пусть же в сердце дрогнет тьма.
Я хочу иных бряцаний
Для моих иных пиров.
Я хочу кинжальных слов,
И предсмертных восклицаний!
1900 год.
💥 Стихотворение о словах-кинжалах написано Константином Бальмонтом в 1899-1900 годах и является протестом существующей системе власти, бороться с которой поэт призывает более активно. Стих отвергает нежность слов на переговорах и предлагает быть жестче, ибо только так можно добиться успеха с диктатурой монархии.
Кинжал против власти
☝ Через год после написания стиха Бальмонт примет участие в студенческих протестах и создаст стих «Маленький султан», за что будет этим же «султаном» выдворен из Санкт-Петербурга. Это случится в 1901 году, пока же в душе молодого поэта зреет зерно активного протеста, когда нежность слов лучше отложить в сторону, выбирая более решительные действия, чем бла-бла.
Нет, Бальмонт не был зверем в шкуре человека, он не желал рек крови, просто поэт видел, что добиться уступок со стороны власти мирным разговорами не получится – сила признает только силу – так было в начале XX века, так осталось и в 2023 году.
Краткий анализ
☝ Уже с первых строк стихотворения лирический герой в лице самого автора подчеркивает усталость от бла-бла нежности слов.
Я устал от нежных снов,
От восторгов этих цельных…
✨ Такая форма протеста напоминает колыбельную и далее переходит в форму заклания себя, так как со словами власть борется на раз-два. Более того, царизм (как и тоталитаризм, и диктатура) просто мечтает, чтобы с ним говорили на языке нежности, которой он может противопоставить жесткую плеть. Так было при Николае, так есть при Путине и Лукашенко, хотя это и ария из более современной, но не потерявшей традиции оперы.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!
👀 Бальмонт это видит и буквально требует в конце первой строфы активного сопротивления, яркого протеста, который позволит говорить с властью на равных – плетью на плеть.
Тема продолжается и во второй строфе-восьмистишии, где сначала прорисовывается спящий образ:
Упоение покоя —
Усыпление ума…
А после автор будит его звоном набата и требует кинжальных слов – слов, которые станут первой ступенью равного диалога за права человека.
Я хочу кинжальных слов,
И предсмертных восклицаний!
☝ Своеобразное стихотворение-протест, где автор показывает свое отношение к сопротивлению, где Бальмонт отдает предпочтение кинжальным словам, противопоставляя их нежности, неуместной в смутное время перемен.
Жанр, рифма, композиция и тропы
💥 Стих написан в жанре философско-патриотической лирики, где герой требует быть жестче в борьбе за свои права. Композиция состоит из двух частей (восьмистиший), связанных между собой единой темой и имеющих линейное развитие.
Рифмовка комбинированная, перекрестная и кольцевая (снов – цельных – пиров – колыбельных – лазурь – мечтаний – зданий – бурь), где в первой строфе все рифмы закрытые, а во второй чередуются с открытыми.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (нежные слова, гармонические пиры, колыбельные напевы, горящие здания, предсмертные восклицания).
- ✔ Олицетворение (кричащие бури).
- ✔ Метафоры (кинжальные слова, хочу порвать лазурь мечтаний, вспыхнет море зноя).
- ✔ Анафоры (Я хочу…, Пусть же…).
☝ Также Бальмонт использует в произведении инверсии (напевы колыбельные), заканчивая обе строфы восклицаниями, что показывает уверенность автора в сказанном, его стремление к активной форме сопротивления устаревшим традициям и деспоту власти.
😡 Неприятие Бальмонтом царского насилия (впрочем, позже он не примет и пролетариат с его лошадиным умом и упорством) хорошо заметно и в более поздних произведениях, например, в стихотворении «Наш царь – Мукден», созданным в 1907 году. Перечитайте его и сможете легко проецировать строки на современную путинскую Россию, заменив слово «Мукден» словами «Буча», «Мариуполь» и т д. (((