Девушка читает стихи

Полный текст

Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови —
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!

Развернуть

Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия —
Не властен лишь в себе самом:
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ…
Он не змиею сердце жалит,
Но, как пчела, его сосет.

Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком — жизнь задушит
Иль унесет за облака.

1831 год.


💕 В стихотворении-обращении «Не верь, не верь поэту, дева» Тютчев предостерегает таинственную девушку от любви к поэту, предупреждая, что в лучах поэтических софитов легко сгореть. Произведение написано в 1831 году, когда за плечами Федора Ивановича уже 5 лет брака, а дочери Анне исполнилось 2 года.

🤔 Резюмируем мысль – опыт любви на момент написания строк у Тютчева есть, со стихами тоже нет проблем, поэтому строфы пишутся, отчасти, и на основе собственных чувств, своего видения противостояния Музы и Амура.

😊 Забегая на рельсы перед паровозом основного анализа, отметим, что в строках автор лишь отчасти предупреждает девицу об опасности отношений с поэтом. Между строк хорошо заметно, что Тютчев гордится такими возможностями поэзии, он понимает, какое оружие в его руки даровал Бог.

Страшись поэтовой любви!

👀 При написании стихотворения Тютчев не стал долго ходить околицей и уже с первого абзаца определил суть своего поэтического творения – это предупреждение об опасности любви поэта.

И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!..

👼 Поэт показан всесильным, как стихия, а дева имеет младенческую чистую душу – такие очень хорошо горят в топке Музе, дабы на земле грешной у богини не было конкуренции среди живых.

Вуаль девственной фаты беззащитна перед палящим огнём творчества и вот уже по молодым кудрям бежит всепоглощающее пламя, а юная кода начинает кукожиться, как пергамент.

Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом…

☝ Хорошее определение поэту (а сколько их в русской поэзии?) дано в четвертой строфе, где пиит сравнивается не со змеей, но с пчелой, высасывающей чужие сердца, чтобы собрать в соты нектар поэзии. За метафору же «бессмысленный народ» Тютчеву от блога Stihirus24 отдельный земной поклон).

🔥 Финальная строфа дорисовывает образ пламенного поэта, огонь которого не касается чистоты, сжигая душу влюбленной вместе с ней или унося её на облака счастья, но оттуда рано или поздно придется спуститься, возможно, камнем.

… ненароком — жизнь задушит
Иль унесет за облака…

🤔 Из строк можно сделать лирический вывод – любить поэта, как играть в казино, можно поставить на зеро и выиграть большую ставку, но чаще всего игрок приходит домой и смотрит через пустые карманы в пустой же холодильник).

💥 Готовы рискнуть – полюбите поэта и добейтесь взаимности!

 
 

Жанр, рифма, размер и тропы

📝 Стихотворение написано четырехстопным ямбом (стопа двухсложная, ударение на втором слоге) в жанре любовной лирики, имеющей философские вкрапления.

Композиция линейная и состоит из пяти катренов-строф, предостерегающих деву от любви к поэту.

Рифмовка перекрестная (де́ва – зови́ – гне́ва – любви́) с парами женской и мужской рифмы.

✨ Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (поэтова любовь, младенческая душа).
  2. ✔ Метафоры (пламенный гнев, девственная фата, бессмысленный народ, жизнь задушит).
  3. ✔ Инверсии (огонь палящий, кудри молодые).

☝ Также отметим сравнения (как стихия, как пчела), обращения и восклицание, которые в совокупности придают строкам оригинальность звучания и увиливают выразительность строф.

Отлично читает Варвара Воробьева

Развернуть