Текст
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби — хоть день один, хоть век…
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье —
А должен наконец проснуться человек…
1851 год.
Короткое, но ёмкое по смыслу, стихотворение-размышление про высокое значенье в разлуке - это выстрел в сердце любви из арбалета расставания. По одному ему ведомой причине, автор утверждает, что любовь лишь сон, который может быть короток или долог, но всегда заканчивается пробуждением – разлукой.
Фон стихотворения
💔 Стих написан Тютчевым в 1851 году, когда Федор Иванович женат во второй раз и имеет плотные отношения с любовницей Еленой Денисьевой, рожающей ему детей, поочередно с женой Эрнестиной.
👼 Как раз в 1851 году Денисьева родила Тютчеву дочь Елену, а от Эрнестины Пфеффель к этому моменту у Федора Ивановича было уже два сына (Дмитрий и Иван) и дочь Мария.
☝ Отметим, что в разгар отношений с Денисьевой, вторая жена уехала из города в родовое имение, но после трагической смерти Елены снова вернулась к мужу, который и умер в итоге у неё на руках.
Отсюда вопрос, Федор Иванович, а точно любовь лишь сон, а пробуждение разлука?) Хотя, если спасть всю жизнь, то мы согласны…
Значение разлуки для любви
🤔 Если разбирать стихотворение построчно, то в нём видно больше глубины, чем при беглом анализе. С первой строкой всё ясно – поэт придает разлуке «высокое» значенье, а в остальной части стиха аргументирует свое мнение.
В разлуке есть высокое значенье…
😢 Сколько бы человек не любил, любовь все равно является сном, а сон скоротечен и пробуждение неизбежно.
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье…
❓ Возможно, Тютчев имеет в виду только физическую сторону любви, не перенося нас в небесные кущи, где любящие сердца соединяются воедино? Тогда да, даже у самой сильной любви есть пробуждение, ведь смерть неизбежно отрывает одно тело от другого. Как-то это плоско и грустно, но с точки зрения законов физики неизбежно…
А должен наконец проснуться человек…
😢 Этой строкой стих заканчивается, оставляя Федора Ивановича в обнимашках с Денисьевой, под огнем, сверкающих издалека, глаз жены Эрнестины и со словами про временность любви на устах.
Рифма, размер и средства выразительности
📝 Произведение написано пятистопным ямбом в жанре любовной лирики, где автор признает доминирование разлуки над длительностью чувств.
Рифмовка смешанная (значе́нье – век – мгнове́нье – пробужде́нье – челове́к) с тройной парой женских и двойной мужских рифм.
✨ Из художественных средств отметим сравнения (любовь – сон, сон – мгновенье) и лексические повторы, которые подчеркивают быстротечность любви и её схожесть на сон (хоть день, хоть век).