Текст
Ты знаешь, с наступленьем темноты
пытаюсь я прикидывать на глаз,
отсчитывая горе от версты,
пространство, разделяющее нас.
Развернуть
И цифры как-то сходятся в слова,
откуда приближаются к тебе
смятенье, исходящее от А,
надежда, исходящая от Б.
Два путника, зажав по фонарю,
одновременно движутся во тьме,
разлуку умножая на зарю,
хотя бы и не встретившись в уме.
1964 год.
💕 Полтора года ссылки Бродский провел в деревне Норинская, расположенной в Архангельской области, где поэт не прекращал писать и любить. Касательно любви, одно из лучших стихотворений Иосифа Александровича того периода – это «Для школьного возраста», посвященное ожиданию встречи со своей возлюбленной Мариной Басмановой.
Бродский и Басманова
Отношения Иосифа и Марины (Марианны) стартовали с 1962 года, когда поэт увидел художницу-красавицу на совместной вечеринке. Это была любовь с первого взгляда для Бродского, Басмановой же был интересен Иосиф, но замуж она не собиралась за него и близко.
💔 Отношения были яркими и болезненными, Марина была спокойной до невозможности, а Иосиф взрывной, дни интимной радости сменялись скандалами, поэт из-за любви вскрывал себе вены и накрывался мраком депрессии.
В итоге Марина изменила ему с лучшим другом (привет Бобышев), от этого Бродский потерял контроль, был арестован по обвинению в тунеядстве и вскоре отправлен в ссылку. Басманова получила прощение и приехала к нему в Архангельскую область, там и был зачат его сын, но отношения не получили развития навсегда – после освобождения поэт эмигрировал один.
Школьная математика любви
☝ В стихотворении описан момент ожидания Бродским Басмановой, когда автор строк пытается приблизить момент встречи с помощью математики. Герой смотрит на расстояние между ними и пытается сократить его с помощью цифр.
И цифры как-то сходятся в слова.
От точки А исходит смятенье и неуверенность в необходимости поездки (Марина), а точка Б источает флюиды надежды, буквально живя ею.
смятенье, исходящее от А,
надежда, исходящая от Б.
Эти путники бредут друг к другу, держа в руках фонарики судьбы, приближаясь с каждой зарей, но никто не гарантирует их встречи.
Два путника, зажав по фонарю,
одновременно движутся во тьме
Они все-таки встретились и даже прожили в ссылке некотрое время, но грани любовного треугольника сломать не смогли, даже несмотря на беременность Марины. На горизнте все также отсвечивает красавец Бобышев, который некогда был другом Бродского и это не позволяет треугольнику превратиться в линию, где слились вместе две точки.
📝 Стих хорошо рисует картину любви, приносящей больше горя, чем радости, в которой месяца ожидания окупаются минутами встреч, но её любящее сердце не променяет на «рай» податливого гарема.
Жанр, размер и тропы
Произведение написано ямбом в три авторские строфы и относится по жанру к любовной лирике. Композиция развивается линейно, все строфы наполнены ожиданием встречи, но в концовке появляется подозрение, что приезд любимой не факт (последняя строчка).
Рифмовка перекрестная (темноты – глаз – версты – нас), где есть женские и мужские рифмы.
✨ Из троп (средств выразительности) отметим:
- Олицетворения (смятенье приближается, цифры сходятся).
- Метафоры (не встретившись в уме, разлуку умножая на зарю).
Устойчивое выражение «прикидывать на глаз».
☝ Рекомендуем также прочитать ещё один стих, посвященный отношениям с Басмановой – «Предпоследний этаж», которое было написано ещё до измены Марины и ссылки, но в нём уже есть нотки безнадеги.