Басманова и Бродский

Текст

Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.

Развернуть

Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.

1962 год.


💕 Это красивое и пылкое по содержанию произведение написано в 1962 году, буквальное сразу после знакомства Бродского с Басмановой, что делает его первооткрывателем цикла стихов Иосифа к Марине. Господи, какие страсти горели в их отношениях, сжигая в своём огне серость жизни и надежды молча смотреть на горящую свечу в обруче розовых надежд.

Краткий анализ

✨ Анализировать лирику Бродского дело неблагодарное, но мы за него возьмемся, вооружившись, кроме смелости, краткостью, которая избавит нас от ошибок карлика при свидании с гигантом.

На старте произведения мы видим лирического героя в образе самого Бродского, который обнимает плечи Басмановой (киньте в нас камнем, если это не она) и рассматривает мир комнаты за её спиной.

Пространство уже разделено на героиню и то, что за ней, второе второстепенно, но требует внимания, так как пока ещё связано с первой.

Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною…

За спиной Марины (она это, она) хрупкий мир, пыль которого освещена слишком яркой лампочкой, от чего ветошь бытия приобретает выпуклые и броские черты.

Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой…

😢 Коричневая кожа дивана оскалилась до невыгодной ей желтизны, стол подчеркнул лучами ламы свою пустоту, а темнота печки стала похожа на вселенский провал, пугающий своей чернотой, скрывающей границы конца.

Один буфет не изменился – его не исказил свет, его не скукожил взгляд лирического героя из-за Рубикона любимых плеч.

☝ Особняком стоит последнее четверостишье, где в образе мотылька появляется любовь (жизнь?) и только она смогла отвести глаз героя от груды пыльной мебели.

💕 В финале Бродский делает вывод, что призрака в этом доме нет, ибо в сей храмине уже есть и без мистики всё необходимое для ада и рая – любовь и хлам прошлого в лучах электрического света, как противовеса сердечным чувствам, чтобы струна сердца не лопнула от вибрации пустого пространства.

И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул…

ПС. Но все-таки призрак придет в дом Бродского, он будет приходить часто, вытирать с пола капли крови из сердечных ран и уйдет только тогда, когда поймет, что смешон…

 
 

Тема, рифма и средства выразительности

☝ Основная тема стиха – это любовь, которая появляется ближе к финалу в образе мотылька и особенно контрастно выглядит на фоне старых дивана, буфета, стола с пустотой по плоскости и прочей ржавчины жизни.

Рифмовка перекрестная (взглянул – спиною – стул – стеною), где есть открытые и закрытые рифмы.

☝ Жанр – любовно-философская лирика, имеющая двухчастотную композицию с выраженным финалом, где в царстве серости появляется мотылек надежды на взаимность.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (коричневая кожа, освещенная стена, выдвинутый стул, запыленная рама).
  2. ✔ Метафору (взгляд с недвижимости сдвинул).
  3. ✔ Олицетворение («накал, невыгодный для мебели»).
  4. ✔ Инверсии (мебель истертая, рама запыленная).

✨ В концовке анализа рекомендуем стих «Окна», написанный Бродским через год после «Плеч». Стихотворение прорисовывает границу между миром людей и пространством, где окна играют роль пограничника и пугала, сохраняя красную линию контроля и гримасу света, как свидетеля продолжения домовой жизни человека.

Читает И Ясулович

Развернуть