"Колыбельные

Первая колыбельная

Зимний вечер лампу жжет,
день от ночи стережет.
Белый лист и желтый свет
отмывают мозг от бед.

Развернуть

Опуская пальцы рук,
словно в таз, в бесшумный круг,
отбеляя пальцы впрок
для десятка темных строк.

Лампа даст мне закурить,
буду щеки лампой брить
и стирать рубашку в ней
еженощно сотню дней.

Зимний вечер лампу жжет,
вены рук моих стрижет.
Зимний вечер лампу жжет.
На конюшне лошадь ржет.

1964 год.


Второй стих

Родила тебя в пустыне
я не зря.
Потому что нет в помине
в ней царя.

В ней искать тебя напрасно.
В ней зимой
стужи больше, чем пространства
в ней самой.

У одних — игрушки, мячик,
дом высок.
У тебя для игр ребячьих —
весь песок.

Привыкай, сынок, к пустыне
как к судьбе.
Где б ты ни был, жить отныне
в ней тебе.

Я тебя кормила грудью,
А она
приучила взгляд к безлюдью,
им полна.

Той звезде — на расстояньи
страшном — в ней
твоего чела сиянье,
знать, видней.

Привыкай, сынок, к пустыне,
под ногой,
окромя нее, твердыни
нет другой.

В ней судьба открыта взору.
За версту
в ней легко признаешь гору
по кресту.

Не людские, знать, в ней тропы!
Велика
и безлюдна она, чтобы
шли века.

Привыкай, сынок, к пустыне,
как щепоть
к ветру, чувствуя, что ты не
только плоть.

Привыкай жить с этой тайной:
чувства те
пригодятся, знать, в бескрайней
пустоте.

Не хужей она, чем эта:
лишь длинней,
и любовь к тебе — примета
места в ней.

Привыкай к пустыне, милый,
и к звезде,
льющей свет с такою силой
в ней везде,

будто лампу жжет, о сыне
в поздний час
вспомнив, тот, кто сам в пустыне
дольше нас.

1992 год.


✨ Иосиф Бродский написал два стихотворения с одинаковым названием «Колыбельная» - одно в 1964, второе в 1992 году, на излете жизни. Оба произведения достойны внимания, посему давайте кратко их проанализируем, что поможет лучше понять творчество Иосифа Александровича в динамике развития.

Стих первый – 1964 год

😢 Стихотворение пишется в непростой для Бродского год – год судилища и ссылки, когда Иосиф Александрович получил ссылку не за тунеядство (официальная причина), а за творчество, которое не нравилось власти.

Хочется привести отрывок из диалога Бродского с судьей, чтобы вы поняли, в каких разных мирах они жили…

Судья: А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова.) А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

Бродский: Я не думал, что это дается образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

Это был суд земного над возвышенным, кандалы надели на руки именно поэта, а не тунеядца (им Бродский и не был).

Развитие сюжета

Стих «Колыбельная» написан в 1964 году ещё до суда, поэтому в нём мало черного, больше белого, желтого и серого…

Зимний вечер лампу жжет,
день от ночи стережет…

☝ По сюжету мы видим желтый свет лампы в рождественский вечер, когда между человеком и Богом лежит белый лист бумаги и требует праздничного жертвоприношения.

Во всем мире существует только Бог, бумага, лампа и автор строк, который поместил себя в священный круг творчества и проводит там тайный обряд принесения в жертву… себя.

Зимний вечер лампу жжет,
вены рук моих стрижет…

Как видим, лампа означает бытие, которое тоже требует жертв и принимает их в виде остриженных лет, оставленных над таинством действия с бумажным листом и чернильной ручкой…

 
 

Рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в четыре катрена, имеет кольцевую композицию и смежную рифмовку (жжет – стережет – свет – бед).

Средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (желтый свет, белый лист, бесшумный круг, темные строки, зимний вечер).
  2. ✔ Олицетворения (вечер жжет, вечер стережет, лампа даст, вечер стрижет).

Отметим большое количество глаголов, которые вместе с тем не мешают напевности и плавности течения стихотворения, хотя и несколько лишают его рождественского антуража.

Стих второй – 1992 год

✨ В 1992 году Бродский уже реабилитирован по делу 1964 года (чувствуете связь двух стихотворений?), а в России выходит его 4-томное собрание сочинений, что открывает Иосифа Александровича для широких масс.

В этом же году пишется и вторая «Колыбельная», где повествование ведется от женского лица, от имени матери (Марии?), родившей сына (Иисуса?) и дающей ему наставления.

☝ Во второй «Колыбельной» нет отсыла к творчеству, но есть много философии жизни, что мог себе позволить Бродский в 1992 году, являясь Нобелевским лауреатом и признанным мэтром.

Стих по сути – это обращение матери к сыну с заветом:

Родила тебя в пустыне
я не зря.
Потому что нет в помине
в ней царя…

Не было в душе людей Бога 2023 года назад – вот и пришло время появиться Иисусу, который и должен был вывести людей из пустыни бытия к источнику вод, сам познав жажду песков (искушения Христа).

Привыкай к пустыне, милый,
и к звезде…

Мать наставляет сына на долгий и тяжелый путь, где горы определяются по кресту на вершине, а отношения между люди по объему любви в сердце.

в ней легко признаешь гору
по кресту…

Завершается стих звездным светом над песком человеческой пустыни, словно бы, это мать жжет лампу о сыне и разливает его над миром людей, большинству из которых он так и не смог помочь по причине их черствости…

Краткий анализ

☝ Стих написан в жанре колыбельной, он напевен и лиричен, имея линейное развитие композиции и перекрестную рифмовку (пустыне – зря – помине – царя).

Основная тема произведения – странствия человека и его желание покинуть пустыню человеческой черствости, которая делает всех одинаково серыми и бездушными…

✔ Отметим в произведении несколько эпитетов (поздний час, бескрайняя пустота, ребячьи игры, людские тропы) и метафору «чела сиянье». Также имеются инверсии, которые важны для рифмы и оригинальной подачи мысли в стихотворной форме.

Слушаем стих

Развернуть