Бродский в 1963 году

Текст

Дом на отшибе сдерживает грязь,
растущую в пространстве одиноком,
с которым он поддерживает связь
посредством дыма и посредством окон.

Развернуть

Глядят шкафы на хлюпающий сад,
от страха створки мысленно сужают.
Три лампы настороженно висят.
Но стекла ничего не выражают.
Хоть, может быть, и это вещество
способно на сочувствие к предметам,
они совсем не зеркало того,
что чудится шкафам и табуретам.
И только с наступленьем темноты
они в какой-то мере сообщают
армаде наступающей воды,
что комнаты борьбы не прекращают;
что ей торжествовать причины нет,
хотя бы все крыльцо заняли лужи;
что здесь, в дому, еще сверкает свет,
хотя темно, совсем темно снаружи…
— но не тогда, когда молчун, старик,
во сне он видит при погасшем свете
окрестный мир, который в этот миг
плывет в его опущенные веки.

1963 год.


😢 Нотками грусти, звучащими под набат одиночества и флейту тоски по цикличности мироустройства, пропитано стихотворение «Окна», написанное в 1963 году 23-летним Иосифом Бродским. Стих рисует печальную картину тщетности бытия и открывает читателю сумрачный образ извечного противостояния сил природы и человеческого жилья, обрамленного по периметру окнами, как крепость бойницами.

Бродский в 1963 году

💕 Год назад состоялась знаковая встреча Бродского и Басмановой, перевернувшей жизнь поэта мехом внутрь, но в 1963 году нить страсти только накалялась и ещё практически не знала смертельных вспышек, после которых лампочка любви перегорает и светильник чувств ждет очередного ремонта.

Иосиф Александрович в это время уже вхож в высокие литературные круги, среди его товарищей и добрых знакомых Рейн и Окуджава, Чуковская и Ахматова. С последней нити судьбы успели тесно связать духовно, да так, что после смерти поэтессы ряд молодых поэтов, включая Бродского, названы «ахматовскими сиротами».

В 1963 году начинается травля Иосифа, старт чему дала статья в «Вечернем Ленинграде» под символическим названием «Окололитературный трутень» (автор Лернер). В публикацию по большому счету фейки, но это первый удар по Бродскому, начало долгого поединка со властью, добившейся в конце концов для Иосифа ссылки.

😢 Финансовое положение поэта тяжелое, стихи и переводы приносят копейки, поэтому он состоит на содержании у родителей, которые кормят будущего Нобелевского лауреата, открывая возможность для творчества, пусть оно и зажато мощными клещами советской цензуры.

Краткий анализ

☝ Бродский всегда был верен себе и писал то, что хотел и чувствовал, не добавляя радужных цветов в печальные поэтические образы, если того не требовало сердце. Таков и этот стих, где сквозь строки сквозит тоска, одиночество и горечь противостояния живого, неживого и прозрачного.

Дом на отшибе сдерживает грязь,
растущую в пространстве одиноком…

Окна в стихотворении показаны, как граница между миром людей и природой, как барьер, который не дает им смешаться в танце хаоса, сохраняя каждый из них частичку хаоса внутри себя.

✨ Дом поддерживает связь с пространством посредством дыма из труб и окон, при этом стекла последних мертвы, не имеют своего «Я» и ничего не выражают, чтобы не исказить реальность.

Ближе к середине произведения у автора появляется мысль, что оконная грань, возможно, и имеет сочувствие к предметам, но она никогда не была зеркалом для табуретов и шкафов дома. Сочувствие прозрачности есть больше, чем зеркальность искаженной реальности…

они совсем не зеркало того,
что чудится шкафам и табуретам….

🌜 Ночью окна слегка оживают, показывая окружающему миру с его снегами и дождями, что комнаты ещё живы и противостоят внешнему для сохранения внутреннего. Пусть мир и находится во власти ветров и воды, последняя не может ступить далее крыльца, а первые только создают мелодии пространства посредством печных труб.

они в какой-то мере сообщают
армаде наступающей воды,
что комнаты борьбы не прекращают;

Свет дома, сжимаясь внутри четырех стен и крыши, противостоит тьме пространства, а окна являются посредниками в их извечном диалоге…

✨ В финале стиха на сцене стихотворения появляется старик-молчун, который спит, когда свет дома гаснет, и впускает наконец-то окружающий мир внутрь себя, фильтруя его размер и свойства через фильтры опущенных век…

окрестный мир, который в этот миг
плывет в его опущенные веки.

На этой сонно-минорной ноте произведение ставит точку.

 
 

Жанр, композиция и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре оригинальной философской лирики и имеет линейную композицию, в которой действия происходят последовательно, образы сменяют один другой.

Рифмовка в большинстве фрагментов перекрестная (грязь – одиноком – связь – окон) с доминированием закрытых рифм.

Средства художественной выразительности помогают оживить строки, придать им правильные черты, напевность звучания и четкость прорисованных образов. Отметим тропы:

  1. ✔ Эпитеты (опущенные веки, окрестный мир).
  2. ✔ Метафора (мир плывет в опущенные веки).
  3. ✔ Олицетворения (пространство одинокое, глядят шкафы, лампы настороженно висят, чудится шкафам и табуретам, стекла ничего не выражают).

Также Бродским использованы инверсии (пространство одинокое – пример), придающие строкам оригинальность звучания и решающие проблемы с рифмовкой.

✨ Почему-то при прочтении «Окон» мысли перескакивают на «Не выходи из комнаты», написанное на 7 лет позже (1970 год). Возможно потому, что последний стих есть некая ода замкнутому мирку комнаты, а в «Окнах» это пространство разрывается, образуя связь и противостояние с внешним миром посредством окон…

И Бродский "Идеальный мир. Он не существует"

Развернуть