Иосиф Бродский в ссылке

Полный текст

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.

Развернуть

В деревне Он — в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

1964 год.


📝 Находясь в ссылке Бродский не прекращает писать стихи, более того, он даже чувствует некое вдохновение, так как сбросил с плеч груз преследования и получил, пусть и несправедливую, но определенность.

Стихотворение про Бога и деревню пишется в архангельской деревне, где местные придают Богу гораздо большее значение, чем городской поэт-атеист. Это требует уважения, об этом и пишет Иосиф Александрович в данном произведении, анализ которого лежит перед вашими глазами.

Деревня и Бог глазами атеиста

👼 Начальная строка стиха заглавная и определят название произведения, ставя укор насмешникам, которые считают, что в деревне Бог находится на последнем месте.

Для справки, в него, даже в 1964 году, верило, как минимум, не меньше, чем было адептов социализма. Это в деревне, в городе пропорции другие.

Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.

✨ На периферии Бога много, он везде, где есть жизнь – ему молятся в беде, когда нужна помощь, к нему обращаются, когда в дом приходит счастье и надо поблагодарить за это.

Девица пошла замуж за лесничего? Объездчик никак не может по пасть в утку? – Все это дело рук Бога, его благословение новой семье и защита утки от вполне сытого стрелка.

… устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.

👀 В финале стиха рассказчик, в лице которого хорошо заметен сам Бродский, признается в своем атеизме, но и он видит благодать в созерцании мира, построенного для человека. Так как сам автор строк не верит в Божий промысел, то ему только и остается на досуге, как наблюдать сложный и такой просто мир верующего человека, который видит Бога в каждой житейской мелочи и этим облегчает свое бытие.

единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

📝 Стихотворение описывает деревенский быт с его наличием божественного в каждой мелочи, увиденный в реале глазами поэта-тунеядца и атеиста.

Хорошее настроение Бродского можно списать на приезд Басмановой, которая при всех скандалах была и ещё на несколько лет останется Музой поэта.

>

 
 

Какие есть средства выразительности

☝ Стих пишется в жанре бытовой зарисовки пятистопным ямбом и имеет кольцевую рифмовку, где рифмуются первая и четвертая, а также вторая и третья строки воображаемой строфы (углам – всюду – посуду – пополам). Рифмы открытые и закрытые.

Композиция состоит из нескольких частей, в первой поэт описывает быт деревни с наличием Бога в каждой мелочи, во второй признается, что его, как атеиста, забавляет созерцание этой естественной картины деревенского бытия.

✨ Из троп в это произведении выделим?

  1. ✔ Олицетворение (осенний свист).
  2. ✔ Эпитеты (вечный недолет, естественная благодать).
  3. ✔ Сравнения («подмигивает мне, как очевидцу», «в шутку недолет»).

😊 Произведение относится к ранней лирике Бродского, в нём чувствуется тонкий юморок и бодрость духа, несмотря на нахождение в незаслуженной ссылке.

Читает сам автор

Развернуть