Полный текст
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
Развернуть
В деревне Он — в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
1964 год.
📝 Находясь в ссылке Бродский не прекращает писать стихи, более того, он даже чувствует некое вдохновение, так как сбросил с плеч груз преследования и получил, пусть и несправедливую, но определенность.
Стихотворение про Бога и деревню пишется в архангельской деревне, где местные придают Богу гораздо большее значение, чем городской поэт-атеист. Это требует уважения, об этом и пишет Иосиф Александрович в данном произведении, анализ которого лежит перед вашими глазами.
Деревня и Бог глазами атеиста
👼 Начальная строка стиха заглавная и определят название произведения, ставя укор насмешникам, которые считают, что в деревне Бог находится на последнем месте.
Для справки, в него, даже в 1964 году, верило, как минимум, не меньше, чем было адептов социализма. Это в деревне, в городе пропорции другие.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
✨ На периферии Бога много, он везде, где есть жизнь – ему молятся в беде, когда нужна помощь, к нему обращаются, когда в дом приходит счастье и надо поблагодарить за это.
Девица пошла замуж за лесничего? Объездчик никак не может по пасть в утку? – Все это дело рук Бога, его благословение новой семье и защита утки от вполне сытого стрелка.
… устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
👀 В финале стиха рассказчик, в лице которого хорошо заметен сам Бродский, признается в своем атеизме, но и он видит благодать в созерцании мира, построенного для человека. Так как сам автор строк не верит в Божий промысел, то ему только и остается на досуге, как наблюдать сложный и такой просто мир верующего человека, который видит Бога в каждой житейской мелочи и этим облегчает свое бытие.
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
📝 Стихотворение описывает деревенский быт с его наличием божественного в каждой мелочи, увиденный в реале глазами поэта-тунеядца и атеиста.
Хорошее настроение Бродского можно списать на приезд Басмановой, которая при всех скандалах была и ещё на несколько лет останется Музой поэта.
>
Какие есть средства выразительности
☝ Стих пишется в жанре бытовой зарисовки пятистопным ямбом и имеет кольцевую рифмовку, где рифмуются первая и четвертая, а также вторая и третья строки воображаемой строфы (углам – всюду – посуду – пополам). Рифмы открытые и закрытые.
Композиция состоит из нескольких частей, в первой поэт описывает быт деревни с наличием Бога в каждой мелочи, во второй признается, что его, как атеиста, забавляет созерцание этой естественной картины деревенского бытия.
✨ Из троп в это произведении выделим?
- ✔ Олицетворение (осенний свист).
- ✔ Эпитеты (вечный недолет, естественная благодать).
- ✔ Сравнения («подмигивает мне, как очевидцу», «в шутку недолет»).
😊 Произведение относится к ранней лирике Бродского, в нём чувствуется тонкий юморок и бодрость духа, несмотря на нахождение в незаслуженной ссылке.