Иосиф Бродский и Басманова

Полный текст

Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью,
не приносили утешенья мне.

Развернуть

Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,
на практике нашаривали брюки
и выключатель. И бредя к окну,
я знал, что оставлял тебя одну
там, в темноте, во сне, где терпеливо
ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва
умышленного. Ибо в темноте —
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети
лишь оправданье нашей наготе.
В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных,— тогда я
не дернусь к выключателю и прочь
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней,
безмолвных, перед изгородью дней,
впадающих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.

1971 год.


🤔 Что есть любовь – это выстрел или мечта, точка достижения цели или дорога к ней, блаженство или попытка поднять в гору неподъёмную ношу? Отношения Иосифа Бродского и Марианны Басмановой не раз поднимали эти вопросы, они имели большую амплитуду между поцелуями в самые десны и отторжением, нередко пара превращалась в треугольник, но простого не бывает в высоких материях.

Под молотом прошлой любви

💕 Стих «Любовь» написан Бродским в 1971 году, через несколько лет после рождения сына Андрея (мать Басманова), за год по вынужденной эмиграции.

В произведении поэт пытается перевернуть назад страницу отношений и увидеть в воображаемом мире, как они могли сложиться по-другому. К прочему, стихотворение есть погружение в сладкие волны прошлого, где в заливе любви ещё качается кораблик счастья и взаимопонимания.

Прошлое видится Бродскому неоднозначным, не плоским, там стучит молот отношений, который может выковать меч взаимности, а может раздолбить металл клинка на мелкие огрызки, из которых не сделать и вилку.

Что передают строки

👀 В начале стиха мы видим ночь, как синоним затухания отношений, но и в это время живет надежда на утро, утро новой любви?

Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну.

😢 Пока часы показывают отдаленность утра не глянуть ли в зашторенное окно, не найти ли в нём лучик надежды, пусть это и будет свет уже потухшей звезды? Нет, только слепые фонари освещают улицу, но они не приносят ни надежды, ни утешенья.

Тогда сон, только сон может помочь вернуться в прошлое и побывать рядом с любимой. Герой засыпает и возвращается в счастливое прошлое, к которому не ведет ни одна тропинка в реальной жизни.

Ты снилась мне беременной.

👼 Любимая снится беременной, что требует от героя только нежности, от этого вина за нечто потаенное, прошлое становится больше и избавиться от этого не помогают даже руки на животе с его наследником (сын Андрей).

Так и продолжается жизнь героя – от сна ко сну, ибо реальность груба и не дарит надежды, а сны милостивы и помогают сделать невозможное – вернуться в прошлое и ещё раз прожить фантомный кусочек жизни.

В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая.

☝ Очень таинственное и личное стихотворение, в котором много недоговоренного, но даже так оно показывает глубину любви Бродского к художнице Басмановой, к своей Музе, к своему, отчасти, молчаливому палачу.

Буквально через год Бродский покинет СССР и больше не ступил ногой на родную землю, но он увезет с собой не только чемодан с пишущей машинкой, пару книг и две бутылки водки, но и самые сокровенные воспоминания, многие из которых связаны м Мариной Басмановой.

 
 

Анализ троп и композиции

📝 Стихотворение относится к жанру интимной лирики, а композиция состоит из трех последовательных частей – ночное окно, как призрак надежды, описание своего душевного состояния и ожидания следующего сна.

Рифмовка сложная комбинированная, где смежная рифма сочетается с кольцевой и перекрестной (ночью – окне – во сне – многоточью – мне).

✨ Средства художественной выразительности:

  1. Метафоры (двуспинные чудовища, перед изгородью дней, царствие теней).
  2. Сравнение (обрывок фразы… подобно многоточью).
  3. Эпитеты (безмолвные дни, усталая худая, будущая ночь).

☝ Несколько раз Бродский использует инверсию, которая помогает решить вопросы рифмовки и позволяет оригинально подать строки с литературной точки зрения.

Читает Рафаэль Клейнер

Развернуть