Оригинал текста
Я много лгал и лицемерил,
И много сотворил я зла,
Но мне за то, что много верил,
Мои отпустятся дела.
Развернуть
Я дорожил минутой каждой,
И каждый час мой был порыв.
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив.
На каждый зов готов ответить,
И, открывая душу всем,
Не мог я в мире друга встретить
И для людей остался нем.
Любви я ждал, но не изведал
Ее в бездонной полноте, —
Я сердце холодности предал,
Я изменял своей мечте!
Тех обманул я, тех обидел,
Тех погубил, — пусть вопиют!
Но я искал — и это видел
Тот, кто один мне — правый суд!
16 апреля 1902 года.
✨ Данная поэтическая исповедь написана Валерием Брюсовым в 1902 году и представляет собой попытку поэта оправдаться за свои поступки на пути к вершине творчества/жизни. Стихотворение не вошло ни в один сборник стихов, хотя, по логике, должно было оказаться в "URBI ET ORBI", датированным 1903 годом.
Прощаются тебе грехи твои
☝ Уже в первом катрене мы видим основную мысль стихотворения, его суть – лирический герой Брюсова признается в грехах лжи и лицемерия, но предполагает, что они ему простятся, так как он грешил на фоне стремления души вперед, на фоне веры в светлые идеалы.
Но мне за то, что много верил,
Мои отпустятся дела…
☝ Тут хочется провести параллель между стихом и романом Достоевского «Преступление и наказание». Помните крик души Мармеладова:
И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит…
👼 Отец считал, что дочь будет прощена, потому что «возлюбила много», а Брюсов думает, что будет прощен, потому что верил много и стремился сильно.
После определения основной мысли в первом четверостишии автор разворачивает тему и объясняет, почему он так решил.
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив…
Эти строки из второй строфы примечательны тем, что 29-летний поэт говорит словами мудрого мужа, прожившего долгую и тяжелую жизнь. Этим усиливается эффект прощения, ибо усердия жизни на весах должны перевесить грехи злых дел. Смягчающее обстоятельство).
💕 В предпоследней строфе герой Брюсова жалуется на отсутствие любви в её полноте, хотя сам поэт к этому времени изведал и страсть первых чувств (Лёля Краскова, скончавшаяся от черной оспы в 1893 году), и тиски брака (женат на Иоанне Рунт с 1897 года). Любовь была, но полноты не раскрыла, ибо в первом случае помешала смерть, а во втором было больше дружбы и уважения, да и детей не было.
Но я искал — и это видел
Тот, кто один мне — правый суд!
🤔 В финале герой ещё раз обращается к теме искупления грехов, но констатирует, что судить его может только Бог, только тот, кто видел не только грех, но и его стремление к совершенству.
Жанр, размер, рифма и тропы
📝 Стихотворение написано в жанре исповеди, где лирический герой признается во грехах, но оправдывает их тяжким стремлением к совершенству.
Стихотворный размер – хорей.
Рифмовка перекрестная (лицеме́рил – зла́ – ве́рил – дела́), где в четных строках рифма женская, а в нечетных мужская с ударением на последний слог.
✨ Основные художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (бездонная полнота, правый суд).
- ✔ Сравнение (час был порыв). <li✔ >Метафоры (великая жажда, сердце холодности предал, открывая душу).
- ✔ Анафора (Тех обманул… - Тех погубил…).
☝ Отметим усиление ближе к финалу эмоциональности, что подчеркивается восклицаниями, словно бы автор переходит на повышенные тона, пытаясь оправдать свои поступки прошлого и вызвать сострадание свыше.