Текст
Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Развернуть
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
1906-1911 год.
☝ Перед анализом стихотворения «Матери» давайте посмотрим на характеры Людмилы Александровны и Ивана Алексеевича, что поможет нам лучше понять семейные отношения и то пространство любви между матерью и сыном.
Мать и сын – два разных характера
💕 Бунин имел непростой, взрывной характер, ему явно недоставало спокойствия, хотя с помощью силы воли он и мог брать себя в руки, превращаясь на время в саму лагуну тишины. Иван Алексеевич был личностью страстной, волнующей, всегда стремящейся вперед, но умеющей делать остановку, впрочем, сложно и ненадолго.
Мать Бунина имела абсолютно противоположный характер. Она была нежной и чувствительной особой, она воспитывалась на лирике Жуковского и Пушкина, и взрывного характера не имела.
👼 Это отчасти и сближало мать и сына, первая покоряла его нежность и материнской заботой, второй отвечал ей по-своему, проявляя рвение и постоянное беспокойство о маме. Огонь и Нежность – так можно охарактеризовать Ивана Бунина и Людмилу Александровну, его мать.
Отметим, что 17-летний Иван покинул отчий дом, чем неприятно удивил и отца, и мать. Однако их противление этому решению Бунина не положило между ними непроходимой топи, сын всегда с теплотой отзывался о матери.
Разбираем строки
☝ Начало работы над стихом датируется 1906 годом, но это был только черновой набросок, который после (год 1911) редактировался и приобрел финальные черты.
В первой строфе мы видим виртуальное возвращение Ивана Алексеевича в детство, где его ждет теплая в прямом и переносном смысле кроватка, игрушки, лампадка и материнская нежность.
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
До сих пор Бунин помнит, как мать крестила и целовала его в кроватке перед сном, отчего тот был сказочно сладким, а пробуждение полным веры в счастье.
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
В этом ностальжи Бунин в финале задается вопросом, не ангелом ли была его мать, не её ли крылья обегали его детства, не им ли он обязан своим становлением и успехом?
Не ты ли ангелом была?
Детство навсегда осталось в памяти Ивана Алексеевича во многом благодаря матушке, благодаря её теплу и заботе. Смерть мамы в 1910 году была болезненна для Бунина, возможно, она и дала сил доредактировать стих и выложить в 1911 году его на суд поклонников своей поэзии.
Так или иначе, но это произведение есть цветы поэта к могиле матери, склоненная над прахом голова и благодарное сердце.
Рифма и художественные тропы
💔 Стихотворение написано в четыре авторских строфы (катрена), по жанру относится к элегии и имеет перекрестную (2-4 строфа) и смежную (1-ый катрен) рифмовку («лампадку – кроватку – твой – тобой» и «няня – бранит – туманя – клонит»). Как видим, рифмы открытые и закрытые.
Из художественных троп видим:
- Метафору (верой в счастье очаруешь).
- Эпитеты (сладкий сон, теплая кроватка).
- Олицетворение (сон клонит).
💕 Риторическим вопросом «Не ты ли ангелом была?» стих заканчивается, оставляя нам теплоту воспоминаний поэта, его тонкую грусть и любовь к матери.