Девушка на фоне луны

  Написано за 24 дня до смерти. Посвящено Мисс Оль.

Читаем стих

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Развернуть

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

1925 год


💕 Большое количество любовных романов и редкие вспышки настоящей любви оставили кровавую рану на душе Есенина. Эту боль поэт не может сдержать в себе и выплёскивает в стихотворениях, что даёт временное облегчение и надежду на понимание. Стих-обращение «Ты меня не любишь, не жалеешь» написан под конец 1925 года и является одним из последних произведений автора. С помощью анализа строк мы попытаемся понять Сергея Александровича и предотвратим создание негативного образа поэта.

К кому обращается Есенин

🤔 В стихотворении автор обращается к неизвестной девушке, имя которой растаяло в песках времени. По обращению понятно, что это путана, коих было немало на пути Есенина в последние годы жизни. Чем прельщали проститутки Есенина? Тут всё просто, разочаровавшись в поисках настоящей любви, Сергей всё чаще пользуется девушками лёгкого поведения, от которых требуется лишь секс и застолье, взамен денег.

Разве я немного не красив?

Обращение к проститутке

❓ Уже из первых строк понятно, к кому обращается пиит. Его никто не собирается любить в борделе и кабаке, ему дарят тело и иногда уши, за что получают звонкую монету. Девушка не смотрит в лицо, её интересует оплата и немного страсть. Он далеко не первый и не последний, поэтому девушка воспринимается взаимно только физиологический, на неё даже нет эмоций – ни грубости, ни нежности.

Путаны помогают забыться на мгновение, чуть расслабиться и вновь окунуться в пучину боли от собственной ненужности. Находясь с путаной Сергей далек от неё в мыслях и понимает, что и его нет в голове «дамы». Каждый получает своё и большего не требует.

 
 

🤞 Понимая, что он во много не лучше путаны, Есенин просит только об одном:

Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

😢 С ними всё понятно, но автор стихотворения не хочет, чтобы другие пошли их дорогой, пусть хоть у кого-то будет настоящая любовь и счастье. Скорое расставание с юной проституткой не смущает Сергея, эта встреча случайна, на её месте могла быть другая, но результат был бы тот же. Если судьба когда-то сведёт их на миг снова, то никакой искры ждать не стоит, они просто поздороваются и пойдут дальше «прожигать безрадостные дни». Нельзя потревожить душу там, где ничего нет.

Пепел не поджечь

☝ В концовке стиха легко становится понятна его подоплека. Пережив настоящую любовь очень сложно полюбить снова, так как бывшая всегда будет стоять за спиной настоящей и не даст открыться чувствам. Любя по-настоящему ты сгораешь в пламени любви, как мотылёк однодневка, а пепел уже никто не в силах поджечь. Есенин пытается разорвать порочный круг, но былые чувства не дают этого сделать.

Как видим, несмотря на множественные любовные похождения, Сергей Александрович не был бабником в нынешнем понимании. Он чётко разделял чувства и страсть. Первых у него было мало, и он ими дорожит, а страсть – это побочный эффект жизни, поэтому между путаной и любимой женщиной для автора строк стоит железный занавес.

Анализ от филолога

📝 Стихотворение написано в жанре любовной лирики размером пятистопного хорея, имеющего двустопную стопу.

Композиция состоит из девяти катренов, где события линейны и подводят суть стиха к выраженному финалу с констатацией полной смерти любви и невозможности её воскрешения.

Рифмовка перекрестная (жалеешь – красив – млеешь – опустив) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (чувственный оскал, безрадостные дни, молодая).
  2. ✔ Сравнение («прошли, как тени»).
  3. ✔ Метафоры (не коснувшись твоего огня, распылять безрадостные дни, бросит в дрожь).
  4. ✔ Анафоры (Только…, Кто…, И ничто…).

Отметим к прочему использование Есениным риторических вопросов в первом и втором четверостишии, что подчеркивает стиль диалога в произведении и делает его более реалистичным.


Слушаем аудио

Развернуть

Красиво, с душой, читает золотые строки Александр Злищев.