Полный текст
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
Развернуть
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья, в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
1923 год.
💕 Чувства Сергея Есенина к Августе Миклашевской были последней настоящей страстью поэта в жизни, ей посвящено несколько стихотворений, это одно из них. Произведение наполнено легкой грустью, словно бы автор чувствует, что отношения обречены и ищет оправдание их провалу, очарованный природной простотой возлюбленной.
Сергей и Августа
👼 Впервые Миклашевскую Сергей Александрович увидел на сцене театра в 1920 году, но рядом была зоркая Дункан и на корню пресекла искру страсти Есенина.
Следующий раз Августу поэт через год случайно встретил на улице, поцеловал ей руки и встал на колени со словами восторга красотой (а красота, действительно, была сильной, из-за Миклашевской и топились, и стрелялись). Однако и тут вмешалась Айседора, увидевшая сцену и устроившая Есенину разнос, который и стал последней страницей его отношения с французской танцовщицей.
🤔 Можно сказать, что Августа пришла на смену Айседоре Дункан, только их роман так и остался незавершенным, ибо после определенных трагических событий в жизни Миклашевской (как-то она получила несколько пуль в живот из-за ревности) актриса зареклась от резких движений в отношениях с мужчинами.
Так или иначе Августа – это последняя страсть Есенина, последовавшая за ней Толстая вызывала у Сергея уважение, но не страсть.
Анализ сюжета произведения
☝ В стихотворении автор делает акцент на простоту своей возлюбленной – это простота на фоне красоты и покорила его сердце.
По-смешному я сердцем влип…
Почему по смешному? Потому что влипнуть влип, а взаимность была относительной – Августа подпустила Есенина довольно близко, но выйти замуж отказалась по описанным выше причинам.
😪 Да, Сергей обещал ей завязать с привычным ему образом жизни, но Миклашевская понимала, что это нереально, что сидеть с чашкой чая у окна Есенин долго не будет. В третьей же строфе видно, как автор признается в любви к грубости, но сейчас он вдруг стал нежным. Не поверила.
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен…
Ближе к финалу правота Августы подтверждается словами самого автора:
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта…
Сумасшествия в жизни девушка не хотела и потому отказала…
✨ Последний катрен замыкает круг стихотворения, в нём поэт еще раз показывает свою грусть и подчеркивает простоту Миклашевской, простоту, которая покорила сердце хулигана, но не ответила взаимностью на 100%.
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стих написан в жанре любовной лирики с примесью элегии и имеет кольцевую композицию, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строками.
Рифмовка перекрестная (все – Росси́и – рассве́т – си́ний) с доминированием женской рифмы.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (строгий лик, кроткие песни, августовская прохлада, глаза косые).
- ✔ Сравнения (как все, словно в листья).
- ✔ Метафоры (холод синий, сердцем влип, на иконы плевал, счастья залог).
- ✔ Олицетворение (одинокий рассвет).
☝ Отметим также анафору (Знаешь – Знаешь) в первом четверостишии и риторический вопрос в четвертом катрене.