Поздняя лирика Есенина

Текст

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

1925 год.


✨ Поиску смысла жизни и осознанию прожитых лет посвящено стихотворение «Синий май», написанное Есениным в 1925 году. Стих является ярким примером поздней лирики Сергея Александровича, в нем есть изрядная щепоть тоски и попытка разобраться в себе.

Последний год Есенина

👀 Произведение написано, предположительно, в мае, когда над поэтом продолжают сгущаться тучи, а до смерти уже рукой подать – всего полгода.

После февральского приезда из Баку Есенин пытался победить алкоголь, но успехи были временные, чаще всего до очередного публичного выступления, когда трезвый Сергей нервничал и не любил читать стихи «мертвым» языком.

В газетах появлялось все больше критики поэта, все, кому не попадя, обвиняли его в пьянках и дебошах, уголовные дела множились, а свобода висела на волоске.

😢 Часть друзей отвернулась, одиночество ещё сильнее сжимало кольцо, депрессия стала постоянным товарищем поэта и не изменяла ему на стороне.

В таком состоянии и пишется стих «Синий май», который хорошо вписался в канву творчества последнего года жизни Есенина.

Краткий анализ

☝ В первом катрене автор рисует поэтический образ мая в деревне, когда по воздуху разлилась почти летняя теплынь, а полынь с черемухой пропитали округу яркими ароматами поздней весны.

Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке…

☝ Далее мы видим лирического героя в деревенской хате, на полу которой луна вяжет кружевные узоры серебряного света.

Лирический герой один в горнице, он находится в редкой истоме и искусственно не имеет претензий к жизни. Почему бы в этот момент не подумать о своей жизни, не сделать выводов и не разобраться в проблемах?

Герой смотрит в полыхающий под заревом луны сад и ему хочется, чтобы в волнах любви каждый нашел свой челн.

Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый»…

Сам же герой принимает все, как есть и не может пожелать самому себе большего, он открыт и для боли, и для отрады, он хочет жить всеми радостями и горестями человека, пропуская через себя жизнь без фильтрации.

Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…

😢 Завершается стих заветом автора строк, желающего мира и отшумевшей (предчувствие?) жизни, и голубой прохладе последнего для него мая…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

😢 После прочтения стихотворения в голове остается образ, сидящего у окна деревенской хаты, Есенина, смотрящего в ночную мглу и вспоминающего былое, словно бы, прощаясь с настоящим…

 
 

Размер, жанр и художественные средства

☝ Стих написан в размере трехстопного анапеста, жанр – смесь пейзажной и философской лирики, композиция развивается последовательно с выраженным финалом, полным есенинской грусти.

Рифмовка перекрестная (теплынь – калитки – полынь – накидке) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (белая накидка, тонкие шторы, кружевные узоры, приятная память).
  2. ✔ Олицетворения (спит черемуха, взбалмошная луна, веселый май).
  3. ✔ Метафоры (синий май, липкий запах, деревянные крылья окна, пенный пожар, отшумевшая жизнь).
  4. ✔ Сравнение («сад полышет, как пенный пожар»).

💕 Есенин нередко в стихах заглядывал в прошлое и пытался его осмыслить и оценить, один из примеров этого в стихотворении «За горами, аз желтыми до́лами», написанным в 1916 году и посвященным своей первой любви, Анне Сардановской. Рекомендуем прочесть и эту мини-исповедь, чтобы лучше понять душевные переживания Сергея Александровича.

Читает Александр Злищев