голубое небо над церковью

Текст

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Развернуть

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

1909 год.


⛅️ Стихотворение написано Осипом Мандельштамом в 1909 году и относится к миксту философской и пейзажной лирики. В стихе две темы – очередной приход весны и сравнение творений художника под именем Природа и человека, рисующего узоры на фарфоре.

Анализ трех катренов

✨ В первой строфе-катрене Мандельштам показывает природу весны настоящим художником, который рисует образ весенней березы на фоне бледно-голубой эмали апрельского неба.

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле…

Эти краски хорошо знакомы человеку, но каждый год он видит в них новые прекрасные тона и оттенки, так как великий художник Природа не любит повторяться в своих творениях.

✨ Во втором катрене автор сравнивает рисунок природы с декорированием фарфоровой тарелки, над которым трудился человек. Последний потратил много времени на одну капельку красоты, используя для этого многолетний опыт и рутинный труд, а природа разрисовала отточенным узором весь видимый мир в один вечер.

Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко…

✨ Финальный катрен дорисовывает образ человека-художника (милый) и показывает духовную составляющую его работы:

В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти…

😢 Его минутный талант не может быть сильнее забвения смерти, рано или поздно фарфор будет разбит копытами варваров и затеряется в прахе песка времени. Природа же будет повторять свои рисунки из века в век, представляя на обозрения человечеству все новые и новые неповторимые работы небесной кисти.

 
 

Средства выразительности и рифма

☝ Стихотворение состоит из трех авторских строф-катренов и имеет перекрестную рифмовку (эма́ли – апре́ле – поднима́ли – вечере́ли), где почти все рифмы открытые (исключение «меткий – милый») и точно все женского типа с ударением на предпоследнем слоге.

Из художественных средств, который использовал Мандельштам для усиления выразительности строф, отметим:

  1. ✔ Эпитеты (бледно-голубая эмаль, отточенный узор, художник милый, тоненькая сетка).
  2. ✔ Метафора (бледно-голубая эмаль).
  3. ✔ Сравнение («сетка, как на тарелке»).
  4. ✔ Олицетворение (березы ветви поднимали).
  5. ✔ Инверсии (узор отточенный, художник милый).

Не забываем, что одни и те же фразы могут быть разными тропами, например, «бледно-голубая эмаль» - это эпитет и метафора, в которой небо сравнивается с эмалью на фарфоре за счет общих свойств.

💕 Напоследок порекомендуем для прочтения стих «Раковина», где акмеист Мандельштам советует не оставлять в себе пустот, заполнять себя полностью, как раковина заполняет себя шумом моря.

Читает Павел Морозов

Развернуть