Полный текст
Как в раковине малой — Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны, —
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммери́и темная страна,
Заключена и преображена.
Развернуть
С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов.
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, —
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали.
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
1918 год.
💕 В Крымском Коктебеле прошли лучшие годы Максимилиана Волошина, недаром именно в этом месте поэт-символист умер, словно бы, выбрав для смерти лучшее из жизни.
В одноименном стихотворении «Коктебель» автор признается в любви к Крыму и в свойственной ему художественной манере описывает это знаковое для него место.
Волошин и Крым
👼 Первый взаимнострастный поцелуй с Крымом датируется 1893 годом, когда Максимилиану было 16 лет и он с матерью переехал в Коктебель, где стал учащимся Феодосийской гимназии (она была, кстати, под патронажем Айвазовского).
Позже жизнь поноси́ла Волошина по Европе, он пожил в Москве и женился, после чего, в 1907 году снова оказался в Коктебеле, где мама поэта купила участок земли и начала строить дачу. Через год строительство завершено и дача стала «Домом поэта», который посетила приличная часть поэтов Серебряного века, в частности, Гумилев, Цветаева и Мандельштам.
☝ Именно в коктебельском дома Волошин спрятался от грязи революции, именно тут организуется с одобрения Наркомпроса в 1924 году Дом творчества, именно тут в 1932 году смерть настигнет Максимилиана Александровича.
Киммерии темная страна
✨ По античной историографии Киммерией являлась часть нынешнего Краснодарского края, юг Украины, Ростовская область и Крым.
☝ В первой части стиха Волошин сравнивает Киммерию с раковиной, через маленькую сущность которой слышен говор огромного океана, а её изгибы сохранили форму морских волн.
А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны…
☝ Вторая часть – возвращение на землю и признание в любви к Коктебелю, как исторической части Киммерии и духовной части своего большого сердца.
С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я…
С тех пор, как в 1893 году юноша увидел Крым, он в него влюбился и это было взаимное чувство.
👀 Складки гор и изгибы холмов тут напоминали раковину, темно связанную с океаном, а зубчатые скалы создавали образ крепости на берегу моря – крепости не тела, а духа, мужающего от единения с величием природы.
☝ Третья часть показывает Волошина настоящего, не потерявшего чувств к Коктебелю и нашедшего в нём приют страданиям и источник творческих сил.
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива…
💕 Так и слились вместе поэт и Киммерийская земля, многократно воспетая в строках Волошина и взамен подарившая Максимилиану Александровичу вечный приют в своих таинственных недрах.
Жанр, композиция и тропы
📝 Стихотворение написано в миксте жанров пейзажной и философской лирики, где автор признается в любви к Коктебелю, ставшему ему домом.
Композиция состоит из трех частей, но все они связаны единой темой влюбленности в древнюю землю Киммерии.
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (торжественно-пустынные берега, темная страна, древние недра, двойной резец и пр.)
- ✔ Метафоры (каменная грива, завиток волны, дыхание гудит, плоть горит).
- ✔ Инверсии (вся душа моя, океана великое дыханье).
☝ Отметим также сравнение (как в раковине малой – так вся душа моя) и метонимию (зыбь залива, пафос Карадага и пр.), которые усиливают выразительность строк и придают им своеобразное волошинское звучание.