Полный текст
А. В. Луначарскому (после выступления в Доме печати)
Твои знамена — не мои!
Врозь наши головы.
Не изменить в тисках Змеи
Мне Духу — Голубю.
Развернуть
Не ринусь в красный хоровод
Вкруг древа майского.
Превыше всех земных ворот —
Врата мне — райские.
Твои победы — не мои!
Иные грезились!
Мы не на двух концах земли —
На двух созвездиях!
Ревнители двух разных звезд —
Так что же делаю —
Я, перекидывая мост
Рукою смелою?!
Есть у меня моих икон
Ценней — сокровище.
Послушай: есть другой закон,
Законы — кроющий.
Пред ним — все клонятся клинки,
Все меркнут — яхонты.
Закон протянутой руки,
Души распахнутой.
И будем мы судимы — знай —
Одною мерою.
И будет нам обоим — Рай,
В который — верую.
1920 год.
📝 Стихотворным посланием Луначарскому, навеянным диспутом о драматургии в 1920 году, является произведение «Чужому», которое при анализе строк более глубоко, чем кажется, пробежав глазами по катренам Марины Цветаевой.
История создания
На написание стиха Марину Ивановну подтолкнул диспут в Москве, где Керженцев обвинил Луначарского, что в его пьесах (например, «ОливерКромвель») напрочь отсутствует коммунистическая идеология. Напомним, что А В Луначарский был не только первым наркомом просвещения РСФСР, но и писал относительно годные пьесы.
☝ Отметим, что на этом ноябрьском мероприятии в московском Доме печати принимали участие Маяковский, Брюсов, Волконский и другие «деятели», поддержавшие переворот 1917 года и поставившие в красный угол своего «общежития» икону коммунизма.
Разбор строк
Что навеяло строки понятно, но что хотела Цветаева сказать Луначарскому через этот стих-послание?
Твои знамена — не мои!
Врозь наши головы.
☝ Из первых строк понятны две вещи – поэтесса общается с адресатом послания, как с равным, но в чем-то не поддерживает его. Откуда уверенность, что стих обращен именно Луначарскому? Ответ в сохранившейся рукописи Марины:
«А. В. Луначарскому (после выступления в Доме печати)».
Ещё одно доказательство того, что строфы обращены к наркому, следует из письма Цветаевой Волошину, в том же ноябре 1920 года:
«Луначарский — всем говори! — чудесен. Настоящий рыцарь и человек.»
Стоп. Почему же не поддерживает, если так хорошо о нём отзывается?
Не ринусь в красный хоровод
Вкруг древа майского…
😡 А вот и ответ, она не поддерживает Анатолия Васильевича, как сторонника красного террора, но согласна с его творчеством, с его пьесами, которые подверглись на диспуте критике.
В творчестве они едины, они служат одному Богу и идут одной дорогой Аполлона, а вот гражданская позиция у них противоположна.
И будет нам обоим — Рай,
В который — верую…
👼 Вместе с тем, душа доминирует над телом – деяния творца выше, чем дела скупого на доброту тела, поэтому оба они (Цветаева и Луначарский) попадут в рай, где властвует закон «души распахнутой».
Рифма, жанр, композиция и тропы
📝 Стих написан в жанре послания и состоит из семи строф-катренов, имеющих перекрестную рифмовку (звезд – де́лаю – мост – сме́лою) с открытыми и закрытыми, женскими и мужскими рифмами.
Композиция развивается последовательно – от отторжения побед адресата послания на ниве политики до принятия его за качество творчества и попытку отстоять пьесы перед толпой критики.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (земные ворота, врата райские, разные звезды и т д).
- ✔ Метафоры (твои знамена, тиски Змеи, красный хоровод, душа распахнутая, протянутая рука и пр.).
- ✔ Анафоры (Твои знамена, Твои победы).
✨ Используются в строках и инверсии (древо майское, души распахнутой), где поэтесса с помощью изменения привычного порядка слов решает вопросы рифмовки и придает четверостишиям оригинальное звучание и выразительность.