V И Цветаева в 1920 году

Полный текст

А. В. Луначарскому (после выступления в Доме печати)

Твои знамена — не мои!
Врозь наши головы.
Не изменить в тисках Змеи
Мне Духу — Голубю.

Развернуть

Не ринусь в красный хоровод
Вкруг древа майского.
Превыше всех земных ворот —
Врата мне — райские.

Твои победы — не мои!
Иные грезились!
Мы не на двух концах земли —
На двух созвездиях!

Ревнители двух разных звезд —
Так что же делаю —
Я, перекидывая мост
Рукою смелою?!

Есть у меня моих икон
Ценней — сокровище.
Послушай: есть другой закон,
Законы — кроющий.

Пред ним — все клонятся клинки,
Все меркнут — яхонты.
Закон протянутой руки,
Души распахнутой.

И будем мы судимы — знай —
Одною мерою.
И будет нам обоим — Рай,
В который — верую.

1920 год.


📝 Стихотворным посланием Луначарскому, навеянным диспутом о драматургии в 1920 году, является произведение «Чужому», которое при анализе строк более глубоко, чем кажется, пробежав глазами по катренам Марины Цветаевой.

История создания

На написание стиха Марину Ивановну подтолкнул диспут в Москве, где Керженцев обвинил Луначарского, что в его пьесах (например, «ОливерКромвель») напрочь отсутствует коммунистическая идеология. Напомним, что А В Луначарский был не только первым наркомом просвещения РСФСР, но и писал относительно годные пьесы.

☝ Отметим, что на этом ноябрьском мероприятии в московском Доме печати принимали участие Маяковский, Брюсов, Волконский и другие «деятели», поддержавшие переворот 1917 года и поставившие в красный угол своего «общежития» икону коммунизма.

Разбор строк

Что навеяло строки понятно, но что хотела Цветаева сказать Луначарскому через этот стих-послание?

Твои знамена — не мои!
Врозь наши головы.

☝ Из первых строк понятны две вещи – поэтесса общается с адресатом послания, как с равным, но в чем-то не поддерживает его. Откуда уверенность, что стих обращен именно Луначарскому? Ответ в сохранившейся рукописи Марины:

«А. В. Луначарскому (после выступления в Доме печати)».

Ещё одно доказательство того, что строфы обращены к наркому, следует из письма Цветаевой Волошину, в том же ноябре 1920 года:

«Луначарский — всем говори! — чудесен. Настоящий рыцарь и человек.»

Стоп. Почему же не поддерживает, если так хорошо о нём отзывается?

Не ринусь в красный хоровод
Вкруг древа майского…

😡 А вот и ответ, она не поддерживает Анатолия Васильевича, как сторонника красного террора, но согласна с его творчеством, с его пьесами, которые подверглись на диспуте критике.

В творчестве они едины, они служат одному Богу и идут одной дорогой Аполлона, а вот гражданская позиция у них противоположна.

И будет нам обоим — Рай,
В который — верую…

👼 Вместе с тем, душа доминирует над телом – деяния творца выше, чем дела скупого на доброту тела, поэтому оба они (Цветаева и Луначарский) попадут в рай, где властвует закон «души распахнутой».

 
 

Рифма, жанр, композиция и тропы

📝 Стих написан в жанре послания и состоит из семи строф-катренов, имеющих перекрестную рифмовку (звезд – де́лаю – мост – сме́лою) с открытыми и закрытыми, женскими и мужскими рифмами.

Композиция развивается последовательно – от отторжения побед адресата послания на ниве политики до принятия его за качество творчества и попытку отстоять пьесы перед толпой критики.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (земные ворота, врата райские, разные звезды и т д).
  2. ✔ Метафоры (твои знамена, тиски Змеи, красный хоровод, душа распахнутая, протянутая рука и пр.).
  3. ✔ Анафоры (Твои знамена, Твои победы).

✨ Используются в строках и инверсии (древо майское, души распахнутой), где поэтесса с помощью изменения привычного порядка слов решает вопросы рифмовки и придает четверостишиям оригинальное звучание и выразительность.

Читает Литвинович

Развернуть