Текст
Как ты можешь смотреть на Неву,
Как ты смеешь всходить на мосты?..
Я недаром печальной слыву
С той поры, как привиделся ты.
Развернуть
Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут.
1914 год.
😢 Стихотворение написано в год начала Первой мировой войны (24 июня 1914 г.) и входит в сборник «Белая стая», где заняло место в цикле «Три восьмистишия». Произведение является обращением, в котором поэтесса задает риторический вопрос неведомому оппоненту, после чего пророчествует о скором будущем.
Первый вопрос при прочтении строк – кто тот печальный оппонент, к которому обращается Ахматова? Гумилев? Нет, это, скорее всего, собирательный образ некого таинственного спутника жизни, который вплел в кружева стихов печаль и незримо движется рядом.
Я недаром печальной слыву
С той поры, как привиделся ты.
☝ Обратим внимание на «привиделся», что говорит о эфирном свойстве оппонента, его неземном происхождении.
Почему задан вопрос в первых строках? Таинственный спутник внес печальные нотки в жизнь поэтессы, теперь же он смотрит на Неву, значит и северная Пальмира скоро станет печальной. Как он может брать больше человека?!
Вторая часть стиха понятна – это пророчество скорых бед, рожденных Первой мировой войной.
Обратите внимание, через пару месяцев после выстрела Принципа в России ещё царили патриотические настроения, и все ждали быстрого победного финала войны.
😡 Ахматова так не думала и пророчила России скорый суд и кровь не снегу ближайшей (только ли ближайшей?) зимы.
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут…
Отличный микст магии мистики и серой волны Невы, берега которой уже готовы к «показу» снега с алыми пятнами русской крови.
Коротко от филолога
📝 Стихотворение написано трехстопным анапестом, имеющим ударение на третьем слоге трехсложной стопы.
По структуре это восьмистишие, где композиция является двухчастотной (обращение к незнакомцу – пророчество бед). Каждой части отдано на откуп по четыре строки.
Рифмовка перекрестная (Неву́ – мосты́ – слыву́ – ты) с мужской, почти везде открытой, рифмой.
Из выразительных троп отметим:
- ✔ Анафору (Как ты – Как ты).
- ✔ Сравнение (словно розы).
- ✔ Эпитеты (печальной слыву, последний суд).
✨ Также в строках встречаются метафоры (черные ангелы, малиновые костры цветут), придающие произведению патину таинственности и усиливающие выразительность стиха.