Текст (две части)
Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывают календарный.
Развернуть
Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза.
Молодость моя! — Назад не кличу —
Ты была мне ношей и обузой.
Ты в ночи нашептывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.
Скипетр тебе вернув до сроку —
Что уже душе до яств и брашна!
Молодость моя! Моя морока —
Молодость! Мой лоскуток кумашный!
Скоро уж из ласточек — в колдуньи!
Молодость! Простимся накануне...
Постоим с тобою на ветру!
Смуглая моя! Утешь сестру!
Полыхни малиновою юбкой,
Молодость моя! Моя голубка
Смуглая! Раззор моей души!
Молодость моя! Утешь, спляши!
Полосни лазоревою шалью,
Шалая моя! Пошалевали
Досыта с тобой! — Спляши, ошпарь!
Золотце мое — прощай — янтарь!
Неспроста руки твоей касаюсь,
Как с любовником с тобой прощаюсь.
Вырванная из грудных глубин —
Молодость моя! — Иди к другим!
18 ноября 1921 года.
💕 Каждый прощается с молодостью в свой срок – кто-то чувствует себя младенцем в сто лет, другой уже старик за студенческой партой. Марина Цветаева попрощалась с юностью в 29 лет, написав "Молодость", краткий анализ которого блог Stihirus24 вам и предлагает.
История написания
☝ Казалось бы, 29 лет ещё не тот возраст, чтобы посыпать голову пеплом и одеваться в серые цвета. Что же стало мотивом для прощания с молодостью и побудило написать стих именно в это время?
Причина, скорее всего, накопительная, так как до этого поэтесса пережила столько, что другому достаточно на всю жизнь. Тут и личное, и общественное. За плечами уже смерть матери, разочарование в семейном счастье и неопределённость в будущем. Все это на фоне сначала революции, потом гражданской войны. Этого ли мало для прощания с молодостью, которая требует мечты и идеализма?
Раскрываем тему стиха
☝ Тема стихотворения автобиографична, в ней читателю подан на серебряном подносе образ молодости и её носителя – лирической героини. Заметим, что со старта героиня называет молодость чужой, как бы подчеркивая, что она осталась в прошлом:
Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Вся первая часть произведения посвящена хулению прошедшей молодости, в это время происходило становление Цветаевой как поэтессы, её только начинали печатать, а до признания было далеко.
Молодость моя! — Назад не кличу —
Ты была мне ношей и обузой.
✨ Сейчас даже нет желания прошлое вернуть, так как оно было обузой – младые годы только создали базу для становления, но не принесли никакой радости ни в творчестве, ни в личной жизни. Вся щедрость молодости выражалась в «наградах» терпением, томлением и бедами, недаром сейчас прошлое героиня называет морокой и обузой.
Опыт получила, радости не испытала, теперь прощай – так можно коротко резюмировать итог первой части стихотворения.
Вторая часть стиха более позитивна, героиня все-таки снисходит до сожаления от расставания с юностью, по крайней мере, она хочет затянуть этот магический обряд прощания. Она затягивает прощание и в памяти всплывают образы прошлого, где нашлось место и чему-то радостному.
😢 Оказалось, в прошлом были и малиновые юбки, и лазоревые шали, а теперь:
Скоро уж из ласточек — в колдуньи!
✨ Нет, героиня не выбрасывает свою молодость на обочину дороги, она танцует с ней прощальный танец и отпускает её к другим, чтобы они тоже могли испить из этой чаши.
Молодость моя! — Иди к другим!
😢 Знала бы поэтесса, что сейчас она прощается не только с юностью, но и с Родиной, которую скоро покинет на долгих 17 лет и вернётся назад только на плаху. Такая вот параллель.
Жанр и композиция
☝ Стихотворение по жанру является элегией, что обусловлено доминированием грусти в монологе героини. Написан стих пятистопным хореем с перекрёстной рифмовкой (чужая – непарный – сужая – календарный) при комбинировании женских и мужских рифм.
Композиция двухчастотная, в первой молодость показана с нелицеприятной стороны, словно бы к ней затаилась обида. Во второй героиня начинает сожалеть об уходящей юности и затягивает минуты расставания с ней.
Эпитеты, метафоры и сравнения
📝 В качестве средств художественной выразительности использованы:
- ✔ Сравнения (как с любовником с тобой прощаюсь и т д.).
- ✔ Метафоры (пошалели досыта с тобой и пр.)
- ✔ Эпитеты (малиновая юбка, воспалённые глаза и др.).
Тропы помогают передать внутренние эмоции Цветаевой и наполняют стихотворение колоритом, делая его ярким представителем жанра русской элегии.