Текст
Его и пуля не берет,
И песня не берет!
Так и стою, раскрывши рот:
– Народ! Какой народ!
Народ – такой, что и поэт –
Глашатай всех широт, –
Что и поэт, раскрывши рот,
Стоит – такой народ!
Когда ни сила не берет,
Ни дара благодать, –
Измором взять такой народ?
Гранит – измором взять!
(Сидит – и камешек гранит,
И грамотку хранит…
В твоей груди зарыт – горит! –
Гранат, творит – магнит.)
…Что радий из своей груди
Достал и подал: вот!
Живым – Европы посреди –
Зарыть такой народ?
Бог! Если ты и сам – такой,
Народ моей любви
Не со святыми упокой –
С живыми оживи!
20 мая 1939 г.
✨ Стихотворение написано Мариной Цветаевой в 1939 году, на излете периода эмиграции, и вошло в цикл «Стихи к Чехии». Произведение рисует картину горечи чешского народа от предательства (Мюнхенский сговор) и показывает восторг поэтессы от попыток сопротивления чехов фашистской оккупации на фоне неравенства сил в 39 году.
Оккупация Чехии
😡 В марте 1939 года Гитлер вынудил тогдашнего чешского президента Гаху принять германский протекторат, на что тот согласился и немецкие войска без сопротивления вошли в Чехию.
Предтечей этого было вступление вермахта в Судетскую область Чехии (1938), что произошло назавтра после Мюнхенского сговора, когда Франция и Великобритания дали добро на раздел Чехии, по сути предав её в угоду своим интересам и уступая амбициям Гитлера.
На государственном уровне чехи были слиты, армия не имела приказа вступать в бой и только одиночки из народа не смирились с оккупацией и оказывали гитлеровцам сопротивление. Им и посвятила стих «Народ» Марина Цветаева.
Краткий анализ
😢 Стихотворение написано за несколько месяцев до рокового возвращения Цветаевой в СССР и является некой платой Чехии за долгое гостеприимство во время эмиграции поэтессы. Напомним, Марина Ивановна сначала жила в Праге, а после перебралась во Францию.
В первой строфе стихотворения мы видим восхищение чешским народом, которого предали союзники и собственное правительство, но он не опустил руки и как мог сопротивлялся оккупации.
Так и стою, раскрывши рот:
– Народ! Какой народ!
💥 Накал заслуженного восторга не снижается и во втором катрене, где лирическая героиня констатирует, что даже поэт, видавший виды в разных мистериях, и тот не сможет скрыть восторга от такой смелости.
Цветаева сравнивает чехов с гранитом, который не сломать, не взять измором:
Измором взять такой народ?
Гранит – измором взять!
В финальной строфе героиня обращается к Богу с просьбой не оставить чехов, помочь им отстоять свою землю и вернуть независимость, называя чехов «народом своей любви» …
Не со святыми упокой –
С живыми оживи!
✔ На этой восторженной ноте и заканчивается произведение, оставляя на губах двоякое послевкусие – сочувствие чехам за предательство союзников и гордость за их несломленный дух.
Жанр и рифмовка
☝ Стихотворение написано в жанре патриотической лирики, имеет линейную композицию с эмоциональным призывом в конце и комбинированную (смежную и перекрестную) рифмовку (берет – берет – рот – народ, берет – благодать – народ – взять), где открытая рифма встречается только в последних двух катренах.
💕 В конце анализа, давайте, сменим накал поэзии на мягкость цветаевской лирики и прочитаем стихотворение «Угольки», написанное в далеком 1910 году, где нас ждет печальная картина безответной любви влюбленного мальчика.