Текст
— Ты расскажи нам про весну! —
Старухе внуки говорят.
Но, головою покачав,
Старуха отвечала так:
— Грешна весна,
Страшна весна.
Развернуть
— Так расскажи нам про Любовь!
Ей внук поет, что краше всех.
Но, очи устремив в огонь,
Старуха отвечала: — Ох!
Грешна Любовь,
Страшна Любовь!
И долго-долго на заре
Невинность пела во дворе:
— Грешна любовь,
Страшна любовь…
1919 год
📝 Стихотворение написано Мариной Цветаевой в 1919 году и затрагивает извечные проблемы любви и перекрёстка поколений.
✔ Действующие лица в произведении – старуха, внуки и Невинность. По сюжету "Ты расскажи нам про весну" внуки задают старухе вопросы, и та отвечает на них, используя один и тот же ответ:
Грешна Любовь (Весна),
Страшна Любовь!
Первый вопрос задан про весну:
Ты расскажи нам про весну!
☝ Старуха в ответ только качает головой и говорит, что та грешна. Второй вопрос, заданный красавцем-внуком:
Ты расскажи нам про Любовь!
И тут ответ старушки – грешна и она.
В последнем четверостишье на сцене появляется Невинность и подпевает старухе:
Грешна Любовь,
Страшна любовь.
Взгляд между строк
✨ При всей простоте сюжета стихотворения, оно прячет много интересного между строк. Цветаева с помощью стиха передаёт своё видение Любви – самого важного, по её мнению, чувства человека.
Поэтесса говорит, что Любовь есть грех, она страшна своей искренностью и способна глубоко затянуть влюблённого, но в этом есть и наслаждение (отсюда грех). Весна показана поэтессой, как время любви, ведь именно весной все зарождается вновь, в том числе, на сером фоне жизни пробиваются яркие стебельки чувств.
💕 Однако, бояться Любви надо только невинности, да и то это страх перед бурей, которая может утопить корабль жизни, а может надуть его паруса и отправить мореходов к цели.
Средства выразительности
☝ В стихотворении используется смешанная рифма и есть средства выразительности, которые украшают стих и придают ему глубину.
Отметим анафору:
Грешна Любовь,
Страшна любовь.
Также красиво смотрятся метафоры:
- ✔ Невинность пела.
- ✔ Ей внук поёт.
☝ Последний пример явное метафорическое определение, ибо сложно представить ответ на вопрос в форме пения.