Текст
Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Развернуть
Это чувство сладчайшим недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
Станет горечь улыбкою скоро,
И усталостью станет печаль.
Жаль не слова, поверь, и не взора,-
Только тайны утраченной жаль!
От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
Оттого тебя чувствовать братом
Мне порою до слез тяжело.
1913-1918 год (?)
📝 Это стихотворение Марина Цветаева посвятила своим ранним отношениям с мужем, Сергеем Эфроном. Жаль, что неизвестна точная дата написания, но из строк вытекает временной промежуток между 1913 и 1918 годом. Когда-то они были двумя отголосками одного целого, но время бежит неумолимо и вот уже только пепел отношений шевелится при дуновении щекастого Амура.
Цветаева и Эфрон
💕 Что хочет сказать в строках "Мы с тобою лишь два отголоска" поэтесса? Причина очевидна – любовь охладела, а отношения с мужем сохранились, только в них остался только пепел от страсти – сейчас больше между ними дружеских флюидов. От этого тяжело, ведь ещё вчера горело пламя страсти. В строках:
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
😢 Хорошо видно, что Цветаева считает мужа другом и от этого на сердце тяжело. Это как смотреть на выпитую вчера бутылку вина – вот только, казалось бы, вечер был наполнен красками, а сейчас на столе просто кусок стекла.
Вопрос вызывает момент стихотворенья:
Жаль не слова, поверь, и не взора,-
Только тайны утраченной жаль!
Потерянная тайна
❓ Что имела сказать Цветаева? Возможно, что более всего ей сейчас жалко той тайны, которой были окутаны отношения в начале пути. Время перед замужеством и сразу после него – это годы надежд и волшебных ожиданий, которые и есть тайна. Сейчас всё таинственное растворилось в свете бытия, вчерашняя загадка давно разгадано, вино открыто и выпито, осталось только послевкусие с горчинкой.
Некая завеса перед глазами читателя приоткрывается после строк последнего четверостишья:
От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
👀 Тайна была девственно чиста, на её место пришла не романтика, а анатомия любви. Её помог открыть муж, но эта анатомия оказалась скучна, может, даже не скучна, а сладковата до приторности. Такой анатомии может научить и случайный бродяга и цирковой акробат, а чувства…. Чувства устали, поблекли и потухли. Переели, переболели.
✔ Эти стихи отнесём к личным, так как они открывают уровень отношения автора со второй половинкой в момент написания. В строках ещё чувствуется юношеский романтизм, но его уже начинает замещать практичность женщины и философа. Запоминается и учится стихотворение легко, особенно хороши строки в тихий вечер, когда день начинает переходить в ночь и природа остывает.
Средства выразительности
✨ Из средств художественной выразительности отметим в произведении:
- ✔ Эпитеты (сладчайшее зло, роковой луч).
- ✔ Метафора (с покорностью воска).
- ✔ Сравнение (чувство сладчайшим недугом).
- ✔ Олицетворение (чувство… души терзало и жгло).
Слушаем стих онлайн
Предлагаем послушать стихотворение, что поможет увидеть его глубину и быстрее заучить.