Николай Степанович Гумилёв

Полный текст

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Развернуть

Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркёров.

Так, в далёкой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.

Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя…
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

1911 год.


✨ Стихотворение написано Николаем Гумилёвым в 1911 году и входит в сборник «Чужое небо». Стих с несколько канцелярским названием "Современность" мелодичен и пытается связать прошлое и настоящее, показывая, что Одиссеи и Агамемноны не ушли в небытие, они существуют и в сегодняшнем мире… но нужно ли пытаться ими стать?

История написания

💕 Год назад, в 1910, Гумилев венчается с Ахматовой – прошел всего год, а в семье стали появляться трещины. Да, ещё только трещинки, ещё родится сын Лев (1912 год), но уже понятно, что ни Анна, ни Николай не нашли в браке того, чего искали.

1911 год славен открытием «Цеха поэтов», куда кроме Гумилева вошли Мандельштам, Ахматова, Городецкий и другие значимые поэтические фигуры того времени. Задачей «Цеха» было преодоление кризиса символизма, для чего в него подтянули тяжелую артиллерию в виде Блока, но решить проблему так и не смогли.

Краткий анализ

☝ По сюжету стихотворения лирический герой, за маской которого виден сам Гумилев, дочитывает «Илиаду» Гомера, закрывает последнюю страницу и садиться в глубоком раздумье у окна.

Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового…

☝ Герой находится в полном трансе, он ещё внутри гомеровского шедевра, поэтому даже не различает, что светит в окно – луна или фонарь, в глазах мелькает только бессмысленная тень часового.

Во втором катрене, по мере выхода из транса, автор начинает связывать прошлое и настоящее. Да, он видел Одиссеев и сегодня – они толкались локтями в полутьме пароходных контор, пытаясь найти билет на другой конец света. Да, он встречал и Агамемнонов, собирающих свою дань между трактирными маркерами, объявивших войну за собственное благополучие…

Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркёров…

💕 Прошлое перешло в настоящее, изменились лишь внешние облики, не изменилась суть – чувства и страсти остались те же…

Далее мы пролетаем над серебряными льдами Сибири, где застывают от холода мастодонты, чья глухая тоска колышет горизонты снега, и приходим к финальному катрену.

👼 В последнем четверостишье лирический герой подводит итог – он сейчас находится во власти книг и томится от света луны (все-таки это луна, а не фонарь), сомневаясь, что ему здесь и сейчас нужны герои и подвиги.

Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя…

Может быть всё гораздо проще и истина находится не в героизме, а в простоте? Вот в окне мелькнули гимназист с гимназисткой – может это современные Дафнис и Хлоя*, может быть в их любви и есть истина и не надо покорять моря и воевать войны, чтобы прославиться (или опозориться) в веках?

☝ *Дафнис и Хлоя были пастухами, между ними родилась любовь, но они боялись своего чувство, как неизведанного. Только пройдя через испытания, они перестали опасаться любви, поженились, но так и остались пастухами, хотя судьба подарила им богатство. Пройдя испытания, они более не хотели искушать судьбу и довольствоваться простым счастьем.

Так и Гумилев, который уже прошел в жизни многое, сомневается, что ему надо стремиться стать похожим на древнегреческих героев, разве что на пастуха Дафниса, который завоевал любовь Хлои.

 
 

Жанр, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре философской лирики и имеет линейное развитие композиции, в которой события развиваются последовательно и имеют выраженный финал.

Рифмовка перекрестная (окна – слово – луна – часового), где во всех катренах, кроме второго, рифма открытая.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (последнее слово, испытующий взор,
  2. ✔ Метафоры (застывают в серебряных льдах мастодонты, бросал испытующий взор, во мгле пароходных контор).
  3. ✔ Олицетворения (плачет пурга, тоска колышет).

😢 Напоследок советуем прочитать стих Гумилева «Память», где он сравнивает человека и змею в пользу последней, так как она умеет сбрасывать кожу, оставляя часть себя в прошлом, отрываясь от минувшего. Человеку это недоступно, поэтому он всё возвращается и возвращается в прошлое, перечитывая Гомера и перенося его героев в современный мир…

Читает Валерий Бондаренко

Развернуть