Текст
Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.
Развернуть
Нос — это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.
Открытый лоб — как свод небесный,
И кудри — облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста — как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.
Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.
1916 год.
✨ Стихотворение про Андрея Рублева, написанное Николаем Гумилевым в 1916 году и опубликованное в литературном журнале Аполлон, посвящено известному иконописцу, оставившему заметный след в культуре русского православия.
Краткое содержание
☝ Стих является своеобразной одой иконописи иноков, перед мастерством которых преклонялся Гумилев. Восхваление искусством иконописи мы видим в первой строфе произведения, далее поэт описывает создаваемые мастерами образы на иконах.
Открытый лоб — как свод небесный,
И кудри — облака над ним;
Сравнивая образы на иконах Гумилев как-бы рисует образ самого Рублева, который своим небесным мастерством заслужил причастия в раю.
Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал…
👼 В финале стихотворения Николай Степанович ещё раз хватит искусство инока Андрея, называя его труд Божьим Благословением.
Жанр и средства выразительности
По жанру стих является посвящением Рублеву, который писал иконы по Воле Божьей и навсегда оставил свой след в истории русской иконописи.
Из средств выразительности отметим эпитеты:
- ✔ Открытый лоб.
- ✔ Ствол высокий.
- ✔ Тонкие дуги.
«Ствол высокий» также является инверсией, так как в этом выражении изменен привычный порядок слов, с помощью чего достигнута нужная поэту рифа и произведение получила оригинальный лексический оттенок.
Выделим и сравнения «лик жены подобен раю» и «нос — это древа ствол», так как они являтся не только красивыми художественными элементами, но и определяют стержень стиха.
Рифмовка же перекрестная (знаю – знаком – раю – Творцом), где есть закрытые (знаком – Творцом) и открытые рифмы (знаю – раю).