Жизнь - театр

Текст

Вся жизнь – игра, а мы – актеры

Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.

Развернуть

Бог восседает на троне,
Смотрит, смеясь, на подмостки,
Звезды на пышном хитоне —
Позолоченные блестки.

Так хорошо и привольно
В ложе предвечного света.
Дева Мария довольна,
Смотрит, склоняясь, в либретто:

«Гамлет? Он должен быть бледным.
Каин? Тот должен быть грубым…»
Зрители внемлют победным
Солнечным, ангельским трубам.

Бог, наклонясь, наблюдает,
К пьесе он полон участья.
Жаль, если Каин рыдает,
Гамлет изведает счастье!

Так не должно быть по плану!
Чтобы блюсти упущенья,
Боли, глухому титану,
Вверил он ход представленья.

Боль вознеслася горою,
Хитрой раскинулась сетью,
Всех, утомленных игрою,
Хлещет кровавою плетью.

Множатся пытки и казни…
И возрастает тревога,
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!

1910 год.


🎭 Философское стихотворение Николая Гумилева "Театр" написано в 1910 году и в этом же году вошло в сборник «Жемчуга», став там достойной жемчужиной. Стих показывает, что люди в театре Бога всего лишь актеры, но иногда труппа играет вне правил и «режиссер» расстроен нарушением плана.

Актеры – святые и воры

☝ В первой строфе автор показывает, что актерами являются все – и воры, и святые – все играют по воле Бога, кривясь и подергивая конечностями и в остроге, и возле алтаря.

Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога…

😊 Господь на это смотрит с высоты и, по большей части, доволен игрой труппы, иногда лишь внося в репертуар режиссерские правки.

По планам свыше никто из актеров не должен проявлять инициативу, если тебе положено быть Каином на сцене жизни, то не смей быть нежным, а если ты Гамлет, то счастье играть нельзя.

«Гамлет? Он должен быть бледным.
Каин? Тот должен быть грубым…»

💥 Однако иногда актеры, как и положено творческим людям, начинают своевольничать и нарушают сценарий игры. Нет-нет, но и у Каина появляются слезы сочувствия, а Гамлет нет-нет, да улыбнется.

Этим Бог не доволен, и чтобы такое не повторялось, он поставил надсмотрщиком над труппой боль, которая с помощью кровавой плети заставляет всех помнить свои роли.

Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!

❓ В финале Гумилев задается вопросом, а что коли антракта не предвидится и в театре переиграют, вынося само человечество из дома жизни ногами вперед? Может все-таки пора и Гамлету улыбаться, не нарушая правил, а следуя им?

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

📝 Произведение написано в жанре философской лирики, где за образами театра и актеров автор скрывает сложности мироустройства.

Композиция состоит из восьми четверостиший и имеет последовательное развитие с риторическим вопросом в финале.

Рифмовка перекрестная (во́ры – остро́га – акте́ры – Бо́га) с женской, преимущественно открытой рифмой.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (смешные актеры, позолоченные блестки, глухой тиран, кровавая плеть).
  2. ✔ Метафоры (театр Бога, ложа предвечного света, зрители внемлют трубам, боль вознеслася горою).
  3. ✔ Сравнение (раскинулась сетью).

✨ Это стихотворение отличный пример лирики Серебряного века, где за театральными образами автор поднимает серьезные вопросы бытия человека.

Читает А Теренков

Развернуть