Гумилевская гиена

Текст

Над тростником медлительного Нила,
Где носятся лишь бабочки да птицы,
Скрывается забытая могила
Преступной, но пленительной царицы.

Развернуть

Ночная мгла несёт свои обманы,
Встаёт луна, как грешная сирена,
Бегут белесоватые туманы,
И из пещеры крадется гиена.

Её стенанья яростны и грубы,
Её глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.

«Смотри, луна, влюблённая в безумных,
Смотрите, звёзды, стройные виденья,
И тёмный Нил, владыка вод бесшумных,
И бабочки, и птицы, и растенья.

Смотрите все, как шерсть моя дыбится,
Как блещут взоры злыми огоньками.
Неправда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?

В ней билось сердце, полное изменой,
Носили смерть изогнутые брови,
Она была такою же гиеной,
Она, как я, любила запах крови».

По деревням собаки воют в страхе,
В домах рыдают маленькие дети,
И хмурые хватаются феллахи
За длинные, безжалостные плети.

1907 год.


🌜 Стихотворение о гиене написано Николаем Гумилевым в 1907 году, впервые опубликовано в издании «Раннее утро» (1907 г.) и вошло в сборник «Романтические цветы», вышедший в 1918 году. Стих окунает нас в волны африканской ночи, сравнивая двух «властительниц» страха – гиену из дня настоящего и преступную царицу из прошлого.

Гумилев в 1907 году

👀 Почти весь 1906 год Гумилев провел в Париже, где слушал курс лекций по французской литературе, изучал живопись и, по мере возможности, путешествовал. Во Франции Николай навел связи с русскими поэтами (Гиппиус, Белый и пр.), пусть они и холодно восприняли гумилевскую поэзию, за что вскоре и были наказаны едким стихом «Андрогин».

В 1907 году Николай Степанович на время приезжает в России, чтобы пройти призывную комиссию, получает статус «Не годен» по причине выраженного астигматизма и отправляется в путешествие по восточной части Средиземного моря, не забыв перед этим навестить своего учителя – Брюсова и свою любовь – Ахматову.

Царица и гиена

✨ Начинается стих на берегу Нила, где в забытой могиле покоится некогда пленительная, но преступная царица.

Скрывается забытая могила
Преступной, но пленительной царицы…

🌜 Время её царствования минуло и сейчас под луной время гиены, которая во втором катрене появляется из сумрака ночи, покинув ради добычи свою мрачную пещеру.

Глаза зверя унылы, но зловещи, её зубы особенно страшны на фоне мрамора надгробной плиты той, что некогда сама вселяла ужас.

И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.

✨ Гиена понимает свою ночную силу и обращается к немым свидетелям её царствия – к луне и звездам, чтобы те увидели и в ней царицу, не хуже той, что лежит в земле.

Неправда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?..

Они обе, одна ранее, вторая сейчас, несут смерть, от них исходит страх, а в глазах горит жажда крови, что и объединяет.

☠ Завершается стих фоновым четверостишием, подчеркивающим ужас африканской ночи, где на могиле преступной некогда царицы поет песню смерти гиена.

 
 

Жанр, размер, рифма и тропы

📝 Произведение написано пятистопным ямбом, с двусложной стопой и ударением на втором слоге, в жанре сюжетной лирики, где на фоне экзотической природы автор сравнивает умершую царицу и здравствующую гиену.

Композиция состоит из семи катренов с последовательным развитием сюжета – от сцены с могилой над Нилом, через появление на могиле гиены, до сравнения зверя и преступного, пусть и давно почившего, человека.

Рифмовка перекрестная (Ни́ла – пти́цы – моги́ла – цари́цы) с женской, преимущественно открытой, рифмой.

Средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (пленительная царицы, забытая могила, медлительный Нил, стенанья яростны, глаза зловещи, розоватый мрамор, угрожающие зубы и т д.).
  2. ✔ Олицетворения (мгла несет, встает луна, бегут туманы).
  3. ✔ Сравнение (как грешная сирена).
  4. ✔ Метафора (носили смерть изогнутые брови).

☝ Отметим ещё обращения гиены к луне и звездам («смотри, луна… – смотрите, звезды…») и риторический вопрос в пятой строфе, которые усиливают выразительность строк и помогают автору передать реалистичность сюжета.

Слушаем стих онлайн

Развернуть